Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 825205-6 "О внесении изменений в статьи 23 и 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает в соответствии с принципом разграничения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возможность установления законами субъектов Российской Федерации в отношении региональных налогов и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении местных налогов налоговых льгот, оснований и порядка их применения (статья 12 Налогового кодекса Российской Федерации).
Данная норма предоставляет законодательным органам субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований право на установление перечня документов для подтверждения обоснованности применения льгот по региональным и местным налогам соответственно.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том числе подтверждающие право на налоговую льготу, в случаях и порядке, которые предусмотрены только Налоговым кодексом Российской Федерации.
Аналогичные требования к документам, представляемым вместе с налоговой декларацией, установлены пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии только с Налоговым кодексом Российской Федерации должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
Однако из положений подпункта 3 пункта 1 статьи 21, подпункта 1 пункта 1 статьи 31, абзаца второго пункта 1 и пункта 3 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что основания, порядок и условия применения налоговых льгот определяются законодательством о налогах и сборах, которое согласно пункту 6 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации включает законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, и нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, следует признать наличие несогласованности норм статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации, относящих установление порядка применения льгот по региональным и местным налогам к компетенции, соответственно, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), и положений статей 23, 80 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющих обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган документы, предусмотренные только "настоящим Кодексом".
С целью устранения вышеуказанной несогласованности правового регулирования законопроектом предлагается уточнить порядок представления в налоговый орган документов - в соответствии не только с Налоговым кодексом Российской Федерации, а с законодательством о налогах и сборах, включающего в себя акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Также отмечаем, что по данному законопроекту проведена предварительная экспертиза в соответствии с утвержденным Примерным порядком рассмотрения проекта законодательной инициативы законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в Совете законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации. Получены положительные заключения Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству N 6-233, правового управления Совета Федерации, отзыв комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам от 30.04.2015 N 3.5-12/950 и Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 23 и 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 23 и 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 23 и 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 23 и 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов и иных нормативных правовых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.