Досье на проект федерального закона
Законопроект подготовлен по результатам деятельности рабочей группы Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции, созданной в соответствии с решением Комитета N 65/7 от 19 июня 2013 года в целях анализа правоприменительной практики в сфере законодательного обеспечения деятельности органов внутренних дел и совершенствования Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ).
Федеральный закон N 3-ФЗ и Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ) вступили в силу 1 января 2012 года. Учитывая, что федеральные законы N 3-ФЗ и N 342-ФЗ имеют важнейшее значение для обеспечения безопасности граждан Российской Федерации и общества в целом, Комитетом по безопасности и противодействию коррупции проводится регулярная работа по мониторингу правоприменительной практики норм указанных федеральных законов, в результате которой удалось выявить ряд проблем, препятствующих органам внутренних дел эффективно исполнять свои обязанности по защите граждан и общества от преступных посягательств.
При подготовке законопроекта учтены также предложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов МВД России, ветеранов органов внутренних дел, общественных объединений и граждан.
Законопроект направлен на усиление гарантий защиты прав и законных интересов граждан, совершенствование практической деятельности сотрудников органов внутренних дел по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, уточнение и детализацию их обязанностей и прав, исключение из отраслевого законодательства норм, которые носят неопределенный характер.
В целях более эффективного обеспечения прав и свобод граждан Федеральный закон N 3-ФЗ предлагается дополнить рядом норм. В частности, в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции должен разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. На полицию возлагается обязанность сообщать родственнику или близкому лицу пострадавшего о принятых мерах помощи, а также информацию о его направлении в медицинскую организацию. Кроме того, расширяется круг лиц, право на телефонный звонок которым предоставляется задержанному.
Ряд других изменений Федерального закона N 3-ФЗ направлен на совершенствование деятельности полиции по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений. Так, на полицию возлагается обязанность осуществлять розыск лиц, утративших связь с родственниками; предоставлять в случаях, предусмотренных законодательством, сведения не только о наличии (отсутствии) судимости, но и о наличии (отсутствии) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, а также о нахождении лица в розыске; осуществлять административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, осуществлять розыск лиц, в отношении которых установлен такой надзор.
В целях возложения на полицию обязанности по принятию безотлагательных мер к задержанию лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения такого деяния, статью 15 Федерального закона N 3-ФЗ предлагается дополнить нормой, предусматривающей возможность проникновения сотрудников полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории для задержания указанных лиц.
В то же время в целях сохранения баланса законопроектом усиливается правовая защита граждан и организаций в случае проникновения сотрудников полиции на принадлежащие гражданам и организациям помещения, земельные участки и территории.
Так, вводится обязанность полиции информировать собственника земельного участка о проникновении на участок, если оно было осуществлено в его отсутствии, о каждом факте проникновения сотрудника полиции в жилое помещение предлагается уведомлять не только прокурора, но и суд.
Для обеспечения прав граждан в законопроекте детализируется порядок информирования собственников о проникновении сотрудника полиции в жилое помещение, иное помещение либо на земельный участок.
В статью 13 Федерального закона N 3-ФЗ вносятся изменения, направленные на реализацию дополнительных мер по защите жизни и здоровья граждан, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений.
Кроме того, полиция в целях спасения граждан, жизни и здоровью которых угрожает опасность (например, лицо, находящееся в транспортном средстве, нуждается в оказании первой или медицинской помощи либо в машине без присмотра оставлен младенец и т.п.), наделяется правом осуществлять вскрытие транспортного средства. Полиция также получает право вскрытия транспортного средства в случае, если в нем заблокировалось лицо, совершившее (совершающее) преступление.
Федеральный закон N 3-ФЗ предлагается также дополнить статьей 15.1, определяющей порядок реализации данного права, а также порядок информирования собственника либо иного законного владельца транспортного средства о вскрытии транспортного средства и возникающих в связи с этим правах и обязанностях.
С целью предупреждения преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия и специальных средств лицами, имеющими медицинские противопоказания к владению ими, предлагается внести изменение в пункт 4 части 1 статьи 13 Федерального закона N 3-ФЗ, позволяющее полиции получать сведения о наличии (отсутствии) у граждан медицинских противопоказаний к владению огнестрельным оружием и осуществлению частной детективной (сыскной) и охранной деятельности. Кроме того, полиция наделяется правом запрашивать результаты медицинского освидетельствования граждан при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях. При этом корреспондирующее изменение вносится в Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В связи с упразднением в системе МВД медицинских вытрезвителей в настоящее время в субъектах Российской Федерации по разному решается вопрос об организациях, в которые сотрудники органов внутренних дел могут доставлять лиц, находящихся в состоянии опьянения. В этой связи Федеральный закон N 3-ФЗ предлагается дополнить нормой, уточняющей профиль таких организаций (медицинских организаций и организаций социального обслуживания). Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации уже созданы и функционируют подобные учреждения на региональном и муниципальном уровнях. Введение указанной нормы дает правовое основание для сотрудников полиции доставлять в такие учреждения граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и утративших способность самостоятельного передвигаться.
Уточняются полномочия сотрудников полиции при применении огнестрельного оружия. В частности, устанавливается, что сотрудник полиции вправе применять оружие с целью предотвращения террористического акта, освобождения заложников, отражения вооруженного группового нападения на критически важные и потенциально опасные объекты, а также административные здания органов государственной власти.
В целях эффективного выполнения авиационными подразделениями органов внутренних дел своих служебных задач предлагается внести изменения, наделяющие полицию правом получать на безвозмездной основе в аэропортах, на аэродромах, посадочных площадках независимо от их форм собственности навигационную, метеорологическую и иную необходимую для обеспечения полетов информацию, а также использовать для выполнения служебных задач на безвозмездной основе территории аэропортов, аэродромов, посадочных площадок, независимо от их форм собственности (по аналогии с нормой, действующей в отношении органов ФСБ России).
Законопроектом предлагается установить в Федеральном законе N 3-ФЗ презумпцию доверия к действиям сотрудника полиции как должностному лицу, действующему от имени государства в интересах общества и государства, дополнив статью 30 частью 1.1.
Законопроектом предлагается также внести изменения в Федеральный закон N 342-ФЗ.
В частности, предлагаются дополнительные правовые механизмы принятия решения об увольнении сотрудника (в том числе в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке), совершившего поступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, а также не имеющего возможности продолжать службу по объективным, не зависящим от него причинам (например, в связи с заключением о негодности к службе в органах внутренних дел, признания недееспособным или ограниченно дееспособным, в случае прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения иностранного гражданства).
Законопроектом предлагается также увеличить предельный возраст пребывания на службе до 65 лет для сотрудников органов внутренних дел, имеющих ученую степень доктора наук и замещающих должность в образовательной организации или научной организации федерального органа. В настоящее время для указанной категории сотрудников в случае, если они не замещают руководящие должности, установлен предельный возраст пребывания на службе не более 55 лет. Предлагаемое изменение будет способствовать сохранению высококвалифицированных кадров в системе органов внутренних дел, повышению уровня профессиональной подготовки курсантов и слушателей учебных заведений МВД России.
Законопроект был направлен на согласование в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Все замечания и предложения Государственно-правового управления Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации учтены при доработке законопроекта в полном объеме.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.