Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 812639-6 "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений при организации строительства объектов федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, С.В. Петровым, М.В. Слипенчуком и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Полагаем, что наименование проектируемого федерального закона и его предмет регулирования (статья 1 проекта) нуждаются в согласовании в части отражения сути предлагаемого регулирования (на наш взгляд, следует говорить об установлении особенностей регулирования отдельных правоотношений в связи со строительством соответствующего транспортного перехода). Кроме того, в проектируемом понятии "объекты инфраструктуры" (пункт 1 статьи 2 законопроекта) не указано, что перечисленные в нем объекты относятся к объектам федерального и регионального значения, что также не соотносится с наименованием проекта. Также обращаем внимание на некорректность с правовой точки зрения определений понятий "объекты инфраструктуры" и "Программа строительства объектов федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах" (статья 2 проекта), которые предлагаем объединить в одно определение.
Полагаем, что предусмотренные проектом особенности регулирования отдельных правоотношений должны согласовываться с действующим законодательством и учитывать специфику и цели регулирования конкретных отношений. Например, в связи с проектируемыми положениями части 1 статьи 7 проекта, в соответствии с которыми для "захоронении донного грунта, представление заключения государственной экспертизы не требуется", следует учесть, что государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации является одним из условий осуществления там соответствующей деятельности, а сама экспертиза проводится в целях предотвращения негативного воздействия любой планируемой деятельности на окружающую среду (см. также статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Кроме того, захоронение донного грунта возможно только в случае отсутствия в нем вредных веществ (см. статьи 34, 37 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 155-ФЗ), статью 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"). Также следует учесть, что согласно части 1 статьи 37.1 Федерального закона N 155-ФЗ захоронение донного грунта осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом N 155-ФЗ.
В части 2 статьи 1 законопроекта устанавливается, что положения проектируемого федерального закона в части проектирования и строительства транспортного перехода через Керченский пролив и подходов к нему со стороны Республики Крым, а также изъятия земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества в целях размещения объектов инфраструктуры применяются с учетом положений статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", то есть особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере. В связи с этим обращаем внимание на необходимость исключить конкуренцию норм, регулирующих сходные отношения.
Учитывая наименование статьи 3 законопроекта, полагаем, что в ней следует указать, каким органом осуществляется подготовка документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры.
Проектируемые в части 2 статьи 3 проекта изменения с учетом положений ее части 3 не согласуются с основными принципами законодательства о градостроительной деятельности (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и основными принципами земельного законодательства (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации), которые, в частности, предусматривают осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения особо охраняемых природных территорий и устанавливают приоритет сохранения земель особо охраняемых территорий (см. также статью 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
В отношении части 5 статьи 3 законопроекта отмечаем, что документов территориального планирования Российской Федерации в области топливно-энергетического комплекса Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) не предусматривает (см. часть 1 статьи 10 Градостроительного кодекса).
Следует уточнить редакцию части 7 статьи 3 законопроекта, так как в ней дважды упоминается о том, что вид разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры, определяется в соответствии с документацией по планировке территории.
Статья 4 проекта предусматривает возможность изъятия "земельных участков в целях размещения объектов инфраструктуры в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, если указанные объекты не предусмотрены утвержденными документами территориального планирования". Проектируемые положения следует согласовать с нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), устанавливающими порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (см. главу VII.1 Земельного кодекса). Такое изъятие, в частности, возможно только при условии, если размещение соответствующих объектов предусмотрено утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (см. статью 56.3 Земельного кодекса). При этом с учетом нормы пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса о приоритете содержащихся в нем норм земельного права перед аналогичными нормами других федеральных законов реализация проектируемых изменений возможна не иначе, как путем внесения корреспондирующих изменений в Земельный кодекс.
Наименование статьи 5 законопроекта следует привести в соответствие с ее содержанием, исключив из него слово "строительства".
Положения статьи 6 законопроекта, регламентирующие особенности согласования проектной документации, предлагается выделить в отдельную статью. При этом во избежание неоднозначного толкования следует уточнить, что речь идет о согласовании проектной документации по строительству объектов инфраструктуры, предусмотренному Градостроительным кодексом.
Проектируемый в части 3 статьи 7 проекта срок выдачи разрешения на захоронение донного грунта (10 дней) требует дополнительного обсуждения с учетом предусмотренного Федеральным законом N 155-ФЗ порядка выдачи указанного разрешения, так, например, срок согласования проекта данного разрешения с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти составляет 15 дней (см. статью 37.1 Федерального закона N 155-ФЗ).
Проектируемая норма части 4 статьи 7 законопроекта, согласно которой срок проведения государственной экспертизы проектной документации на строительство объектов инфраструктуры и результатов соответствующих инженерных изысканий не может превышать 60 дней, является избыточной, так как указанный предельный срок в отношении государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий любых объектов капитального строительства установлен частью 7 статьи 49 Градостроительного кодекса.
В части 7 статьи 7 законопроекта следует уточнить, что заказчик вправе представить соответствующую проектную документацию на государственную экспертизу.
Нуждается в доработке редакция части 2 статьи 9 законопроекта.
В связи с положениями статьей 10 - 15 проекта обращаем внимание на неправильное наименование указанного в них федерального закона, а также на несоответствие отдельных проектируемых норм предметам регулирования соответствующих федеральных законов (см., например, проектируемые в статьях 10, 12 и 15 изменения в Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральный закон N 155-ФЗ и Водный кодекс Российской Федерации).
Замечания юридико-технического характера по проекту федерального закона переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.