Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 812639-6 "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений при организации строительства объектов федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, С.В. Петровым, М.В. Слипенчуком, В.А. Малашенко, Б.К. Балашовым, Е.А. Гришиным, Д.В. Волковым, А.Ю. Русских, Н.И. Борцовым, Е.С. Москвичевым, И.Ю. Фахритдиновым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 812639-6 "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений при организации строительства объектов федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, С.В. Петровым, М.В. Слипенчуком, В.А .Малашенко, Б.К. Балашовым, Е.А. Гришиным, Д.В. Волковым, А.Ю. Русских, Н.И. Борцовым, Е.С. Москвичевым, И.Ю. Фахритдиновым (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроект направлен на регулирование отношений в части осуществления проектно-изыскательских работ, подготовки и утверждения документации по планировке территории, изъятия земельных участков и иных объектов недвижимого имущества для целей реализации проекта строительства транспортного перехода через Керченский пролив и подходов к нему, строительства объектов трубопроводного транспорта, объектов энергетики и связи.
Принятие законопроекта позволит сократить временные издержки на осуществление строительства транспортного перехода через Керченский пролив, что, в свою очередь, позволит решить ряд важнейших проблем, в частности, обеспечить бесперебойную связь Республики Крым с другими субъектами Российской Федерации автотранспортной и железнодорожной магистралями без пересечения границ с Украиной, позволит увеличить товарооборот между указанными субъектами Российской Федерации, значительно сократить расходы на логистику, обеспечить транспортную доступность курортов Крыма, сократить уровень безработицы в Республике Крым.
Одной из основных особенностей регулирования отношений, связанных с организацией строительства транспортного перехода через Керченский пролив, является возможность разработки документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов инфраструктуры, изъятие для государственных нужд и предоставление земельных участков в соответствии с такой документацией при отсутствии документов территориального планирования в соответствующей области. Такой подход представляется обоснованным, учитывая, с одной стороны, что срок, прошедший со дня принятия в состав Российской Федерации Республики Крым, является недостаточным для разработки и утверждения схем территориального планирования Российской Федерации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, а с другой стороны - важность и социальную значимость обеспечения автомобильного и железнодорожного транспортного сообщения с Крымским полуостровом. Следует также отметить, что особенности регулирования градостроительных и земельных отношений устанавливаются в соответствии с законопроектом на ограниченный срок - до 31 декабря 2018 года.
Учитывая изложенное, законопроект, по мнению Комитета, заслуживает поддержки.
Вместе с тем, к законопроекту имеется ряд замечаний.
1. Согласно части 2 статьи 1 законопроекта положения законопроекта в части проектирования и строительства транспортного перехода через Керченский пролив и подходов к нему со стороны Республики Крым, а также изъятия земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества в целях размещения объектов инфраструктуры применяются с учетом положений статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Указанной статьей Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, могут быть установлены особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В связи с этим следует учесть риски возникновения правовой неопределенности в вопросе о том, следует ли руководствоваться положениями законопроекта, который будет иметь статус федерального закона, или нормативными правовыми актами Республики Крым, в случае, если указанные нормативные правовые акты Республики Крым будут устанавливать отличные от законопроекта особенности осуществления градостроительной деятельности.
Так, например, в соответствии положением о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 169, служба государственного строительного надзора Республики Крым выдает разрешения на строительство при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Крым (пункт 3.2), а также выдает разрешения на ввод объектов, расположенных на территории Республики Крым, в эксплуатацию (пункт 3.3). Закрепление за Службой государственного строительного надзора Республики Крым полномочий по выдаче разрешений на строительство содержится и в статье 21 Закона Республики Крым от 24 декабря 2014 года "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "16 января 2015 г."
В то же время, статья 9 законопроекта определяет, что разрешения на строительство объектов инфраструктуры выдаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правовые неопределенности, аналогичные указанным, могут возникнуть и в иных случаях, когда нормативными правовыми актами Республики Крым будут предусмотрены иные, отличные от законопроекта особенности осуществления градостроительной деятельности, что требует дополнительной проработки и обсуждения.
2. В доработке нуждается понятийный аппарат законопроекта. Согласно пункту 1 статьи 2 законопроекта объекты инфраструктуры - объекты, предназначенные для организации автомобильного и железнодорожного сообщения через Керченский пролив, осуществления работ по реализации проекта строительства транспортного перехода через Керченский пролив и подходов к нему на территориях Таманского и Керченского полуостровов, объекты трубопроводного транспорта, объекты энергетики и связи на территориях Таманского и Керченского полуостровов, которые включены в Программу строительства объектов федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах. Вместе с тем, указанная Программа определяется как документ, содержащий перечень объектов инфраструктуры. Такой подход, предусматривающий определение ключевых для законопроекта понятий друг через друга, представляется не совсем корректным.
Кроме того, из предлагаемого законопроектом определения не представляется возможным однозначно определить, планируется ли обеспечить транспортный переход путем организации автомобильного и железнодорожного сообщения или каким-либо иным образом. Целесообразно также уточнить формулировки в части объектов трубопроводного транспорта, объектов энергетики и связи, которые относятся в целях рассматриваемого законопроекта к объектам инфраструктуры.
3. Часть 2 статьи 3 законопроекта предусматривает порядок согласования границ зон планируемого размещения объектов федерального значения в случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объектов инфраструктуры на земельных участках, находящихся на землях особо охраняемых природных территорий, с федеральным органом исполнительной власти, исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, уполномоченными в области охраны окружающей среды.
Вместе с тем, указанное положение не в полной мере соответствует требованиям Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", который не предусматривает такого согласования.
Более того, в соответствии указанным Федеральным законом в отношении ряда категорий особо охраняемых природных территорий полностью запрещается экономическая и иная деятельность.
Учитывая вышеизложенное, представляется недостаточным дополнение Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" нормой о том, что его положения применяются, если иное не установлено законопроектом (статья 10 законопроекта).
4. Частью 4 статьи 3 законопроекта предусмотрено, что документация по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры может предусматривать размещение одного или нескольких объектов.
Следует отметить, что Градостроительный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможность разработки в отношении одной территории самостоятельных проектов планировки территории для каждого отдельно взятого объекта капитального строительства, строительство которого планируется в границах такой территории. В отношении одной определенной территории может быть разработан только один проект планировки территории, в котором должны быть установлены параметры планируемого развития такой территории, а также определены зоны планируемого размещения всех объектов капитального строительства, в том числе, объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
5. Часть 5 статьи 3 законопроекта предусматривает, что подготовка, согласование и утверждение документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры допускается при отсутствии документов территориального планирования, а также, если размещение объекта (частей объекта) не предусмотрено в документах территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта, и в области топливно-энергетического комплекса.
В связи с этим следует учесть, что действующее законодательство не содержит терминов "документы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта и в области топливно-энергетического комплекса", а Градостроительный кодекс Российской Федерации в качестве документов территориального планирования Российской Федерации определяет схемы территориального планирования Российской Федерации, в том числе, в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного транспорта), автомобильных дорог федерального значения (часть 1 статьи 10).
Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года N 384-р утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2013 года N 2084-р утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области энергетики.
6. Часть 6 статьи 3 законопроекта предусматривает, что документация по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры утверждается без проведения публичных слушаний.
Данное положение представляется избыточным, поскольку проведение публичных слушаний при подготовке документации по планировке территории является обязательным только в отношении документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа (статья 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Избыточными представляются и положения части 4 статьи 7 законопроекта, предусматривающие предельный срок проведения государственной экспертизы аналогичный сроку, установленному частью 7 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положения части 1 статьи 7 законопроекта, согласно которым не требуется предоставления заключения государственной экспертиза для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование и договора водопользования, учитывая, что такое требование и в настоящее время не предусмотрено Водным кодексом Российской Федерации.
7. Требуют дополнительного обсуждения положения части 5 статьи 6 законопроекта, согласно которым технические параметры и характеристики проектируемых сетей инженерно-технического обеспечения должны назначаться с учетом заявленных заказчиком объекта инфраструктуры присоединяемых мощностей, необходимых для функционирования объекта без компенсаций владельцам сетей инженерно-технического обеспечения со стороны заказчика объекта инфраструктуры удорожания строительства сетей инженерно-технического обеспечения.
Представляется, что указанное положение может привести к нарушению прав и законных интересов владельцев сетей инженерно-технического обеспечения, а в ряде случаев, например, при отсутствии возможности предоставления заявленных заказчиком мощностей к фактической неисполнимости указанной нормы.
8. В соответствии со статьями 10, 12 и 15 законопроекта Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", Водный кодекс Российской Федерации предлагается дополнить положениями о том, что осуществление градостроительной деятельности в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных законопроектом, регулируется указанными федеральными законами, Водным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено законопроектом.
Вместе с тем, указанные федеральные законы и Водный кодекс Российской Федерации не регулируют градостроительную деятельность.
9. К законопроекту имеются иные многочисленные замечания юридико-технического характера. Так, в наименовании статьи 4 законопроект следует учесть, что земельный участок в соответствии с гражданским законодательством также является объектом недвижимого имущества. Необходимо уточнить положения части 7 статьи 7 законопроекта, поскольку в представленной редакции непонятно, куда заказчик вправе представить проектную документацию по истечении одного месяца со дня представления на государственную экологическую экспертизу материалов в установленном порядке, и т.п.
Вместе с тем, вышеуказанные замечания не носят принципиального характера и могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает проект федерального закона N 812639-6 "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений при организации строительства объектов федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.