Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 828608-6 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предусматривается уточнить порядок реализации курсантами военных образовательных организаций до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (то есть имеющими статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) права на безвозмездный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту использования основного (летнего) каникулярного отпуска один раз в год по территории Российской Федерации.
Следует отметить, что такое право у названных лиц было до вступления в силу Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 309-ФЗ).
С вступлением в силу Федерального закона N 309-ФЗ такое право безоговорочно сохранилось только для курсантов, заключивших контракт о прохождении военной службы и проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа (пункт 1.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона N 309-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 1.1 Федерального закона" следует читать "пункт 1.1 статьи 20 Федерального закона"
Следует отметить, что в отношении курсантов военных образовательных организаций, которые имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, правоприменительная практика, сложилась следующим образом.
Большая часть федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (Минобороны России, МЧС России, ФСБ России, ФСО России) считая вышеуказанных курсантов военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, реализует их право на безвозмездный проезд в период дополнительного (зимнего) каникулярного отпуска.
При этом в связи с ограниченной продолжительностью дополнительного (зимнего) каникулярного отпуска, возможной задержкой предоставления отпуска отдельным курсантам до ликвидации академической задолженностью или в связи с заболеванием, неблагоприятными погодными условиями в зимнее время в ряде регионов Российской Федерации не все курсанты, имеющие статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, могут реализовать свое право на безвозмездный проезд в полной мере.
В то же время, курсанты военных образовательных организаций высшего профессионального образования, подведомственных некоторым другим федеральным органам исполнительной власти, такого права лишены (как видится, с учетом положения абзаца первого пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
По мнению авторов законопроекта, если для курсантов, заключивших контракт о прохождении военной службы и проходящих ее в местностях, не названных выше, например, в Центральной России, отсутствие социальной гарантии в виде права на безвозмездный проезд не так критично и было компенсировано повышением их денежного довольствия, то для курсантов, имеющих статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (как правило, это курсанты первого курса), отмена этой социальной гарантии адекватно компенсирована не была.
В связи с изложенным законопроектом предлагается предоставить право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом всем курсантам военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы - один раз в год по территории Российской Федерации к месту использования основного каникулярного отпуска и обратно, то есть летом.
В связи с наличием необходимости в дополнительном выделении средств федерального бюджета (см. финансово-экономическое обоснование) предполагается, что соответствующие изменения должны вступить в силу с 1 января 2016 года.
Кроме того, законопроектом предлагается предоставить несовершеннолетним гражданам, обучающимся в федеральных государственных общеобразовательных организациях (суворовских военных, нахимовском военно-морском училищах и кадетских корпусах) и профессиональной образовательной организации (военно-музыкальное училище), находящихся в ведении Минобороны России, право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в случаях и порядке, определенных указанным федеральным органом исполнительной власти, например, для организованного участия в праздничных мероприятиях, проводимых в День Победы, для участия в олимпиадах, спартакиадах, стажировках, предусмотренных учебными планами и т.д.
Реализация предлагаемых изменений, по имеющейся информации, возможна за счет средств федерального бюджета, выделенных Минобороны России на 2015 год.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие указанного проекта федерального закона потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Для реализации законопроекта необходимо выделить из федерального бюджета внутренним войскам МВД России:
в 2016 году - 20666,6 тыс. руб.;
в 2017 году - 21493,2 тыс. руб.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
В связи с принятием указанного проекта федерального закона признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.