Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 830058-6 "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Свердловской области"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Свердловской области" (далее - законопроект) разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьями 3, 32 и 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
Принятие законопроекта позволит привести судебную систему в Свердловской области в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства.
Законопроект предусматривает упразднение некоторых малосоставных судов (со штатной численностью 2 - 3 судьи) и создание более крупных по численному составу судей районных судов.
В соответствии с пунктом 3 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе: коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 211 частью четвертой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279, 281 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частями третьей - пятой, 132 частями третьей - пятой, 134 частями четвертой - шестой, 208 частью первой, 209, 210 частями первой, третьей и четвертой, 211 частями первой - третьей, 227, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 281 частью первой, 295, 317, 353 - 358, 359 частями первой и второй, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В настоящее время на территории Свердловской области действуют Ачитский районный суд и Пышминский районный суд, штатная численность судей в каждом из которых составляет две единицы, что делает невозможным реализацию требования Конституции Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении дел коллегией из трех судей.
Анализ нагрузки судей районных судов, указанных в законопроекте, в течение нескольких лет и перспектива изменения численности населения этих районов свидетельствуют о нецелесообразности введения в них дополнительных единиц судей. В этом случае нагрузка на каждого из судей указанных районных судов по рассмотрению дел будет значительно ниже среднеобластной. Так, средний областной показатель нагрузки в 2012 году составил 23 дела в месяц, в 2013 году - 25,4, в 2014 году - 27,9, а на судью в Ачитском районном суде - 11,1, 16,7 и 24,6 дела соответственно, на судью в Пышминском районном суде - 19,3, 20,7 и 21,7 дела соответственно.
Кроме того, увеличение штатной численности судей в каждом из указанных районных судов до минимально необходимых трех единиц потребует изыскания дополнительных помещений для размещения судов, что повлечет дополнительные расходы на материально-техническое обеспечение судей и работников аппаратов судов.
Анализ общей среднемесячной нагрузки на судью Нижнесалдинского городского суда со штатной численностью судей три единицы в период с 2012 по 2014 год выявил, что показатель нагрузки ниже среднего областного уровня и в 2012 году составил 12,3 дела, в 2013 году - 13 дел, в 2014 году - 18,3 дела.
В случае принятия законопроекта упразднение некоторых районных (городских) судов с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия вновь созданным районным судам Свердловской области позволит равномерно распределить нагрузку на судей укрупненных районных судов, что в конечном итоге приведет к сокращению сроков рассмотрения дел и повышению качества их рассмотрения.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации. Исходя из положений указанной статьи предлагается упразднить:
1) Ачитский районный суд Свердловской области, Красноуфимский городской суд Свердловской области, передав относящиеся к их ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Красноуфимского районного суда Свердловской области;
2) Верхнесалдинский городской суд Свердловской области, Нижнесалдинский городской суд Свердловской области, передав относящиеся к их ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Верхнесалдинского районного суда Свердловской области;
3) Камышловский городской суд Свердловской области, Пышминский районный суд Свердловской области, передав относящиеся к их ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Камышловского районного суда Свердловской области.
Штатная численность судей и работников аппаратов из упраздненных судов будет передана во вновь созданные районные суды.
Принятие законопроекта не повлечет ограничения права граждан на доступ к правосудию, так как схема размещения судов не изменится, граждане смогут реализовывать право на обращение в суд с учетом места их проживания.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, в составе Камышловского районного суда законопроектом предусматривается образование постоянного судебного присутствия в рабочем поселке Пышма Пышминского района Свердловской области, в составе Красноуфимского районного суда - постоянного судебного присутствия в рабочем поселке Ачит Ачитского района Свердловской области.
Образование в составе Верхнесалдинского районного суда Свердловской области постоянного судебного присутствия в городе Нижняя Салда Свердловской области законопроектом не предусматривается, поскольку расстояние между городами Верхняя Салда и Нижняя Салда Свердловской области составляет около 12 километров и имеется постоянное автомобильное сообщение.
Упразднение указанных в законопроекте районных (городских) судов Свердловской области с одновременной передачей вопросов, отнесенных к их ведению, в юрисдикцию вновь создаваемых районных судов Свердловской области не повлечет за собой ограничения деятельности по осуществлению правосудия и не подорвет стабильности судебной системы в целом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Свердловской области"
Данный законопроект предполагает в связи с созданием районных судов Свердловской области замену печатей, штампов, вывесок, бланков районных (городских) судов, а также служебных удостоверений председателей, судей районных (городских) судов и работников аппаратов судов.
На эти цели согласно расчету Управления Судебного департамента в Свердловской области потребуется 550 тыс. рублей. Эти затраты планируется произвести за счет средств федерального бюджета, выделяемых Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на содержание судов общей юрисдикции.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Свердловской области"
В связи с принятием Федерального закона "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Свердловской области" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.