Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 828987-6 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Президент Российской Федерации В.В. Путин 12 декабря 2013 года в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации отметил, что считает важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах, подчеркнув, что такая работа должна начаться и в основном быть законодательно обеспечена уже в 2014 году - в год 150-летия знаменитой Земской реформы.
В соответствии с поставленными В.В. Путиным задачами с принятием Федерального закона от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возможные формы преобразования муниципальных образований значительно расширены.
Преобразование стало возможно путем объединения двух или более муниципальных образований, разделения муниципального образования на два или более муниципальных образования, изменения статуса городского поселения в связи с наделением или лишением его статуса городского округа, изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменения статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменения статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединения поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделения внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.
Однако установленные Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) формы преобразования муниципальных образований не охватывают всех востребованных практикой форм оптимизации территориальной организации местного самоуправления и не в полной мере учитывают особенности организации муниципально-территориального устройства разных субъектов Российской Федерации.
Так, во многих субъектах Российской Федерации, в том числе и в Пермском крае, на первоначальном этапе реформы местного самоуправления в 2004-2005 годах муниципальные образования были образованы на основе административно-территориального деления и системы местных органов власти, и потому границы муниципальных образований совпали с границами бывших горсоветов и райсоветов, в административном подчинении которых находились сельские и поселковые советы.
Так, например, в Пермской области на основе большинства горсоветов были созданы муниципальные районы (Александровский, Гремячинский, Губахинский, Кизеловский, Краснокамский, Лысьвенский, Чайковский, Чусовской). Однако для всех указанных территорий характерны городская система расселения и преобладание городского населения.
В связи с этим в последующие годы отмечается тенденция возвращения к прежней структуре муниципального устройства с целью оптимизации территориальной организации местного самоуправления и снижения затрат на муниципальное управление, выразившаяся в желании жителей преобразовать муниципальные районы в городские округа. В результате Лысьвенский и Губахинский районы Пермского края в 2011-2012 годах были преобразованы в городские округа.
Однако предусмотренная Федеральным законом N 131-ФЗ двухступенчатая процедура подобного преобразования (наделение городского поселения статусом городского округа с последующим объединением оставшихся в муниципальном районе поселений с городским округом) требует дополнительных существенных расходов местных бюджетов и длительного периода времени на назначение и проведение голосования и других организационно-технических процедур. В связи с этим задача расширения способов преобразования муниципальных образований в Российской Федерации остается актуальной.
В соответствии с этим представленный проект федерального закона предусматривает следующие изменения статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ:
1) дополнение части 1 новыми формами преобразования муниципальных образований:
изменение статуса муниципального района и лишение входящих в его состав поселений статуса городского и (или) сельского поселения в связи с наделением муниципального района статусом городского округа;
изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом муниципального района и наделением входящих в его состав поселений статусом городского и (или) сельского поселения;
2) дополнение новыми частями 7.3, 7.4, устанавливающими порядок изменения статуса муниципального района и лишения статуса входящих в его состав поселений в связи с наделением муниципального района статусом городского округа; порядок изменения статуса городского округа в связи с наделением его статусом муниципального района и наделения соответствующим статусом городских или сельских поселений, входящих в его состав.
Подобные преобразования возможно будет осуществить при наличии условий, предусмотренных частью 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ, в том числе с учетом типичной городской или сельской системы расселения населения на преобразуемой территории.
Предлагается также дополнить статью 13 Федерального закона N 131-ФЗ новыми частями 3.3, 3.4, устанавливающими порядки объединения двух и более городских округов, муниципального района с городским округом, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, так как отсутствие данных порядков делает невозможным осуществление на практике указанных форм преобразования.
В связи с данными преобразованиями нормами частей 3.3, 3.4 предусматривается необходимость одновременного изменения административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации.
В целях устранения существующего пробела и в связи с предлагаемым настоящим проектом федерального закона расширением форм преобразования муниципальных образований, влекущим создание вновь образованных муниципальных образований, предлагается уточнить редакцию части 8 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.