Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 832800-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект направлен на установление ограничений в отношении рекламы пищевых продуктов с высоким содержанием сахара, соли, жиров, насыщенных жиров.
Предлагаемые изменения вносятся в целях реализации "Информационно-коммуникационной стратегии по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года" (утв. Приказом Минздрава России от 30 сентября 2013 года N 677).
Стратегией установлена необходимость создания у населения, в том числе у детей и подростков, культуры рационального питания, способствующей сохранению нормальной массы тела, нормального уровня артериального давления, а также нормальной концентрации в крови холестерина и глюкозы. Так, количество соли, содержащейся в пище и используемой для досаливания приготовленной пищи, не должно превышать 8 г. в сутки (по рекомендациям ВОЗ - не более 6 г. в сутки).
Согласно утвержденной Стратегии развитие избыточной массы тела и ожирения, в том числе наиболее неблагоприятной его формы - абдоминального ожирения обусловлено сочетанием двух основных факторов - нерационального питания и недостаточного уровня физической активности. В детском и подростковом возрасте, а также среди молодежи примерно до 25 лет основной причиной является употребление в пищу большого количества высококалорийных продуктов (шоколадки, чипсы, фаст-фуд) и сладких напитков на фоне дефицита физической активности.
Согласно Письму Минобрнауки России от 12.04.2012 г. N 06-731 "О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников", фаст-фуд - употребление блюд быстрого приготовления, обычно предлагаемых специализированными заведениями. Термином "фаст-фуд" обозначают пищу, которую можно быстро приготовить, а клиенту - удобно и быстро съесть. Продукты и блюда фаст-фуда обычно имеют высокую калорийность (человек идет в заведение фаст-фуда, чтобы быстро наесться. Это значит, что он должен утолить голод наименьшим количеством блюд. Следовательно, нужно увеличить их энергетическую ценность). При приготовлении таких блюд используется повышенное количество сахара, соли, специй, добавок - усилителей вкуса. Все это при систематическом использовании наносит существенный вред здоровью. При таких обстоятельствах действенным методом является снижение объема рекламы пищи, чрезмерное употребление которой может нанести вред здоровью, а также активная социальная реклама здорового образа жизни, в том числе, здорового питания.
Главный государственный санитарный врач Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость введения ограничений рекламы жирной и соленой пищи, провоцирующей рост заболеваний среди населения.
Также было отмечено, что введение Санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (СанПин 2.4.5.2409-08) существенным образом сказалось на объеме реализуемой в образовательных учреждениях вредной пище. Согласно приложению 7 к указанным санитарным нормам и правилам к запрещенным в образовательных учреждениях пищевым продуктам относятся, помимо прочего, газированные напитки, первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления, жареные во фритюре пищевые продукты и изделия.
На настоящий момент действующее законодательство не содержит критериев отнесения продуктов к вредным или полезным. По мнению ученых РАМН, существенное значение имеет объем потребления тех или иных продуктов.
Ввиду изложенного, в законопроекте используются критерии отнесения пищевых продуктов к продуктам, содержащим высокое содержание сахара, соли, жиров, насыщенных жиров, разработанные и активно применяемые в Великобритании для аналогичных целей. Соответствующий документ был разработан Агентством по стандартизации пищи (Food Standards Agency).
Содержание сахара на 100 гр. | ||
Низкое: > 5 гр./100 гр. |
Среднее: > 5 гр. - < 12,5 гр./100 гр. |
Высокое: > 12,5 гр./100 гр.; > 15 гр. /1 порция |
Содержание соли на 100 гр. | ||
Низкое: > 0,3 гр./100 гр. |
Среднее: > 0,3 гр. - < 1,5 гр./100 гр. |
Высокое: > 1,5 гр./100 гр.; > 2,4 гр./1 порция |
Содержание жира на 100 гр. | ||
Низкое: > 3 гр./100 гр. |
Среднее: > 3 гр. - < 20 гр./100 гр. |
Высокое: > 20 гр./100 гр.; > 21 гр. / 1 порция |
Содержание насыщенных жиров на 100 гр. | ||
Низкое: >1,5 гр./100 гр. |
Среднее: > 1,5 гр. - < 5 гр./100 гр. |
Высокое: > 5 гр./100 гр.; > 6 гр. /1 порция |
Аналогичная таблица разработана и в отношении напитков исходя из объема (100 мл.).
Законопроектом предлагается ввести определение понятию "пищевые продукты с высоким содержанием сахара и (или) соли, и (или) жиров, и (или) насыщенных жиров" исходя из вышеуказанных критериев отнесения пищевых продуктов к продуктам с повышенным содержанием сахара, соли, жиров и насыщенных жиров.
Ограничения в отношении рекламы указанных продуктов соответствуют поставленным целям - прежде всего это защита несовершеннолетних от рекламы. В том числе в рекламе указанных пищевых продуктов не допускается раздача подарков (в том числе игрушек, призов и проч.), равно как и самих пищевых продуктов с повышенным содержанием сахара, соли, жиров.
Учитывая однозначный вред, наносимый предприятиями общественного питания, реализующими пищевые продукты с высоким содержанием сахара, соли, жиров, законопроектом предлагается распространить установленные им требования также и на рекламу соответствующих предприятий общественного питания.
Понятие "предприятие общественного питания" используется в законопроекте в значении, изложенном в ГОСТ 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (введен в действие Приказом Госстандарта от 22 ноября 2013 года N 1676-ст, вводится в действие с 1 января 2016 года).
Понятия "газированные воды" и "сахар или другие подслащивающие или вкусо-ароматические вещества" использованы в значении, данном им в Пояснениях к Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ) (утв. Решением Совета руководителей таможенных службы государств - участников СНГ от 22 июня 2012 года N 5/55); в Рекомендациях Коллегии Европейской экономической комиссии от 12 марта 2013 года N 4 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (ТН ВЭД ЕАЭС); в Решении Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 года N 850 "О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза" (ЕТТ ТС). Мировой опыт подтверждает действенность введения ограничений на рекламу вредной пищевой продукции.
В Квебеке (Канада) более 30 лет назад был введен запрет на рекламу фаст-фуда, направленную на детей младше 13 лет, в печатных изданиях. Данная схема считается действующей. Тем более, что по состоянию на 2004 год 27,5% детей в Онтарио в возрасте от 2 до 17 лет имели лишний вес и страдали ожирением. Подробные исследования были проведены Тиртой Дхар (Университет Британской Колумбии) и Кэти Бэйлис (Университет Иллинойс) в 2009 году. По примеру Канады в дальнейшем стали действовать и государства Европы. В 2007 году в Великобритании был введен запрет на рекламу фаст-фуда для детей моложе 16 лет и на использование в рекламе, распространяемой посредством телевещания, образов популярных людей и героев мультфильмов и комиксов.
В дальнейшем в Великобритании была сформирована шкала, отражающая низкое, среднее и высокое содержание сахара, соли, жиров, насыщенных жиров в пищевых продуктах (так называемый "светофор" - из-за цветовой дифференциации по объему содержания указанных веществ). Правительство Шотландии в 2012 году запретило транслировать рекламу вредной еды на телевидении до 20:00. При этом к вредной еде в Шотландии отнесли пищу с повышенным содержанием жиров, сахара или соли, шоколадные батончики, чипсы, еду из фаст-фуд сетей. Минздрав Латвии (2013 год) всерьез поставил вопрос об увеличении акцизов с пищевых продуктов с высоким содержанием соли, жира, а также на отдельные продукты питания (готовые супы и бульоны, безалкогольные напитки с высоким содержанием кофеина и проч.).
На востоке и в Азии также столкнулись с проблемой ожирения. Так, например, власти Малайзии выступили за ограничения рекламы фаст-фуда (2007 год). В Тайване был разработан законопроект, ограничивающий рекламу на телевидении, а также отдельные маркетинговые ходы, например, раздачу игрушек с едой. Иран ввел существенные ограничения рекламы вредной пищи.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" не потребует дополнительного бюджетного финансирования.
Перечень
законодательных актов, в которые необходимо внести изменения, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" не предусматривает внесение изменений в другие законодательные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.