Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 789987-6 "О внесении изменений в статьи 192 и 205 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 789987-6 "О внесении изменений в статьи 192 и 205 Бюджетного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы С.Е. Нарышкиным и А.М. Макаровым, и отмечает.
Рассматриваемый законопроект подготовлен в целях реализации пунктов 8 постановления Государственной Думы от 7 апреля 2015 года N 6436-6 ГД и 2 постановления Государственной Думы от 10 апреля 2015 года N 6486-6 ГД, согласно которым Комитету по бюджету и налогам совместно с Правительством Российской Федерации и Счетной палатой Российской Федерации, было поручено подготовить предложения о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части включения в состав федерального закона о федеральном бюджете отдельного приложения по расходам на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП) и включения в состав материалов, представляемых одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, информации о стоимости полномочий Российской Федерации, передаваемых для осуществления субъектам Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить статью 205 Бюджетного кодекса нормой, устанавливающей, что при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении отдельным приложением должны утверждаться бюджетные ассигнования на реализацию ФАИП на очередной финансовый год и плановый период.
Комитет отмечает, что приложение к федеральному бюджету по расходам на реализацию ФАИП с распределением по стройкам и объектам утверждалось в составе федерального бюджета до 2003 года, и, начиная с 2011 года, информация об объектах капитального строительства ФАИП представляется в виде государственного информационного ресурса в сети Интернет.
Исключение указанного приложения из федерального бюджета не только не решило проблем инвестиционного процесса, но и привело к возникновению новых, в первую очередь, в части эффективного использования бюджетных средств.
Так, Счетной палатой в рамках практически всех контрольных мероприятий отмечается, что средства в федеральном бюджете на инвестиционные расходы в рамках ФАИП предусматриваются, но расходуются не в полной мере, поскольку отсутствуют проектно-сметная документация, заключение государственной экспертизы, выделение соответствующих земельных участков и другая разрешительная документация.
Необходимо отметить, что реализация объектов ФАИП связана с инвестиционными проектами регионов и финансирование региональных проектов осуществляется путем предоставления субсидии, условием получения которой является принятие решения субъектом Российской Федерации, внесение поправок в региональный бюджет, получение той же проектно-сметной документации с заключением соответствующей экспертизы, выделение земельных участков и т.д. и только после этого соответствующий уполномоченный орган имеет право эти деньги передать в регионы. Вследствие такой длительной процедуры согласований средства перечисляются только в четвертом квартале, либо в декабре года, предшествующего новому финансовому, потом возвращаются в доходы федерального бюджета, затем снова перечисляются главному распорядителю и такая ситуация может длиться до двух - трех лет. В такой ситуации эффективность использования бюджетных средств остается минимальной.
Как следует из пояснительной записки объемы бюджетных ассигнований на объекты ФАИП ежегодно увеличиваются: с 914,3 млрд. рублей в 2013 году до 1 086,3 млрд. рублей на 2015 год, что выше уровня 2014 года на 29,0 процента. Доля ФАИП в общем объеме расходов федерального бюджета увеличивается с 6 процентов в 2014 году до 8,9 процента в 2015 году.
По данным Счетной палаты из 897 строек и объектов, предусмотренных к вводу в 2013 году, было введено на полную мощность лишь 528 объектов или 58,9 процента, и общий объем незавершенного строительства на 1 января 2014 года составлял 485 млрд. рублей или почти половину общего объема адресной инвестиционной программы на 2014 год.
По результатам проверок, проведенных Счетной палатой, было установлено, что по состоянию на начало сентября 2014 года отсутствовала утвержденная проектно-сметная документация с положительным заключением государственной экспертизы по 800 объектам капитального строительства или 50 процентов их общего количества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 192 Бюджетного кодекса одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете вносятся данные по ФАИП, в том числе информация об объектах капитального строительства, бюджетные ассигнования на которые на очередной финансовый год превышают 1,5 млрд. рублей.
Комитет отмечает, что в течение ряда лет в заключениях Комитета по бюджету и налогам и Счетной палаты на проекты федерального бюджета отмечалось, что форма представления данных по ФАИП и требования к составу представляемой информации, Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации не установлены.
В представляемых данных отсутствует информация о мощности объектов, сроке ввода в эксплуатацию, наличии утвержденной проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы, проведении публичного технологического и ценового аудита по объектам, объеме использованных по инвестиционному проекту средств федерального бюджета с начала его реализации, а также информация о причинах прекращения финансирования на очередной финансовый год объектов незавершенного строительства, ранее осуществляемое за счет средств федерального бюджета.
Так в состав информации об объектах капитального строительства, бюджетные ассигнования на которые на 2015 год превышают 1,5 млрд. рублей, включены сведения только о 87 объектах капитального строительства. При этом суммарный объем бюджетных ассигнований на их реализацию составляет на 2015 год 299,9 млрд. рублей или 29,4 процента общего объема бюджетных ассигнований и 5,4 процента количества объектов, включенных в данные по ФАИП.
Комитет отмечает актуальность и своевременность разработки и внесения рассматриваемого законопроекта в связи с реализацией Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, одним из пунктов которого является приоритизация объектов ФАИП и федеральных целевых программ с целью концентрации ресурсов, в первую очередь на объектах, вводимых в эксплуатацию в 2015 году, и на отдельных особо значимых объектах.
Кроме того законопроектом реализовано предложение комитетов Государственной Думы и депутатов Государственной Думы, направленное на рассмотрение Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции в целях актуализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году о том, чтобы предусмотреть порядок, при котором ФАИП будет утверждаться в составе федерального бюджета.
Законопроектом в целях выполнения поручения Государственной Думы предлагается дополнить часть 4 статьи 192 Бюджетного кодекса нормой о представлении в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете перечня и оценки объемов расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления, по субъектам Российской Федерации и порядком определения указанных объемов.
Внесение указанных изменений обусловлено сложившейся практикой сокращения в ходе исполнения федерального бюджета объемов субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов на выполнение полномочий Российской Федерации.
Комитет отмечает, что, при внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2015 год объемы межбюджетных трансфертов были сокращены на 145,0 млрд. рублей. При этом объем субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение переданных федеральных полномочий был уменьшен с учетом общих подходов по уменьшению расходов федерального бюджета на 22 727,6 млн. рублей или на 6,9 процента.
Необходимо отметить, что в ходе исполнения федерального бюджета перечень федеральных полномочий, передаваемых для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления не изменяется.
Как следует из пояснительной записки, такое положение приводит к тому, что субъекты вынуждены не в полной мере финансировать полномочия Российской Федерации, которые носят в основном социально значимый характер.
Предоставление перечня и оценки объемов расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, и порядка определения указанных объемов позволит в полной мере оценить степень финансового обеспечения федеральных полномочий.
Комитет полагает необходимым ко 2 чтению законопроекта дополнить его положениями, устанавливающими условия формирования ФАИП, в частности, не включать в ФАИП объекты капитального строительства, на которые не имеется утвержденной проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы.
Кроме того, необходимо утвердить форму указанного приложения, определив, что бюджетные ассигнования на реализацию инвестиционных проектов предусматриваются в разрезе государственных программ, подпрограмм, федеральных целевых программ, главных распорядителей бюджетных средств, целевых статей и видов расходов, а также бюджетных инвестиций, субсидий, взносов в уставные капиталы в целях осуществления бюджетных инвестиций.
На законопроект поступил официальный отзыв Правительства Российской Федерации, в котором законопроект поддерживается. Замечания и предложения, изложенные в указанном отзыве будут учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
Комитет по бюджету и налогам поддерживает проект федерального закона N 789987-6 "О внесении изменений в статьи 192 и 205 Бюджетного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы С.Е. Нарышкиным и А.М. Макаровым, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.