Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности
по проекту федерального закона N 780157-6 "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос",
внесенному Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по промышленности рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 780157-6 "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - законопроект) и отмечает:
Законопроект предусматривает создание на основе имущественного взноса Российской Федерации Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Корпорация). В соответствии с нормами законопроекта Корпорация является уполномоченным органом управления в области исследования, освоения и использования космического пространства, наделенным полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление и руководство космической деятельностью в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 августа 1993 года N 5663-I "О космической деятельности" (далее - Закон "О космической деятельности"), а также нормативно-правовое регулирование в установленной сфере.
Рассматриваемый законопроект определяет правовое положение Корпорации, цели ее деятельности, полномочия и функции, в том числе полномочия в переходный период, предназначенный для передачи имущественного взноса Российской Федерации, порядок управления деятельностью, учет и отчетность, а также порядок создания, реорганизации и ликвидации Корпорации.
Законопроект направлен на совершенствование системы управления в области космической деятельности, сохранение и развитие научного и производственного потенциала организаций ракетно-космической промышленности в целях укрепления обороны страны и обеспечения безопасности государства.
В то же время ряд положений законопроекта требуют дополнительного уточнения:
1. Частью 2 статьи 22 законопроекта предлагается установить, что в состав наблюдательного совета Корпорации будут входить одиннадцать членов, в том числе пять представителей Президента Российской Федерации и пять представителей Правительства Российской Федерации, а также генеральный директор Корпорации, являющийся членом наблюдательного совета Корпорации по должности.
В законодательстве Российской Федерации на сегодняшний день установлено членство в наблюдательных советах представителей Федерального Собрания Российской Федерации в государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также в государственной компании - "Российские автомобильные дороги".
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ "О парламентском контроле" одной из форм парламентского контроля является направление представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации в организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов.
Комитет полагает целесообразным рассмотреть возможность включения по одному представителю от каждой из палат Федерального Собрания Российской Федерации в состав наблюдательного совета Корпорации. Предполагается, что данное предложение станет нормативным оформлением уже сложившейся ситуации, когда в составе коллегии Федерального космического агентства есть представитель Государственной Думы.
2. Нормами законопроекта закреплено определение понятия "космическая деятельность". По сравнению с существующим в Законе "О космической деятельности" определением данного понятия, его объем заметно расширяется. Космической деятельностью предлагается считать также использование ее результатов, осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.
Комитет полагает, что определение понятия "космическая деятельность", данное в статье 2 законопроекта, не входит в предмет регулирования законопроекта, который касается правового положения конкретного юридического лица (Корпорации). Определение "космической деятельности", по нашему мнению, относится к правовым основам регулирования указанной деятельности, которые определяются Законом "О космической деятельности". В связи с этим, учитывая объективную необходимость совершенствования нормативного определения "космической деятельности", это целесообразно сделать в рамках действующих норм Закона "О космической деятельности".
На наш взгляд, данное замечание может быть учтено в рамках работы над проектом федерального закона N 780166-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
3. Согласно части 14 статьи 6 законопроекта со дня принятия решения о ликвидации Федерального космического агентства Корпорации передаются полномочия по управлению и распоряжению принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе данные дистанционного зондирования Земли из космоса (далее - данные ДЗЗ), полученные при выполнении работ по заказам Федерального космического агентства.
При рассмотрении законопроекта необходимо учесть, что в федеральных законах отсутствует определение понятия "данные ДЗЗ". Указанное понятие нормативно закреплено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 10.06.2005 N 370 (ред. от 28.02.2015) "Об утверждении Положения о планировании космических съемок, приеме, обработке, хранении и распространении данных дистанционного зондирования Земли с космических аппаратов гражданского назначения высокого (менее 2 метров) разрешения".
По мнению Комитета, данные ДЗЗ являются предметом правового регулирования законодательства об информации, а не законодательства о результатах интеллектуальной деятельности (часть 4 ГК РФ и международные соглашения Российской Федерации). В связи с этим, полагаем, что вопрос защиты прав владельцев данных ДЗЗ может быть урегулирован в рамках совершенствования норм Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Кроме того, полагаем, преждевременным ставить вопрос о правовой охране данных ДЗЗ в качестве результатов интеллектуальной деятельности до закрепления нормативного понятия "данные ДЗЗ" на законодательном уровне.
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона N 780157-6 "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
С.В. Собко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.