Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности от 13 мая 2015 г. N 3.9-93/1
по проекту федерального закона N 780157-6 "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос",
внесенному Президентом Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел указанный законопроект и по его существу отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается создание Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (ГК "Роскосмос") в организационно-правовой форме государственной корпорации. Создание ГК "Роскосмос" имеет своей целью совершенствование системы управления в области космической деятельности, сохранение и развитие научного и производственного потенциала организаций ракетно-космической промышленности в целях укрепления обороны страны и обеспечения безопасности государства. Также создание ГК "Роскосмос" обусловлено необходимостью выработки механизма выполнения долгосрочных стратегических программ развития ракетно-космической отрасли, временной интервал реализации которых значительно превосходит периоды бюджетного процесса, потребностью в комплексном управлении ресурсами, включая финансирование за счет средств федерального бюджета.
Комитет отмечает, что в текущей экономической ситуации для усиления способности государства влиять на структуру экономики, на состав ее производительных сил одних только рыночных методов может оказаться недостаточно. Как свидетельствует мировой опыт, в условиях дефицита ресурсов (финансовых, технологических, материальных и др.) для развития производительных сил необходимо повышение роли государства в экономике.
Важное значение в этом процессе имеет формирование в системообразующих отраслях экономики вертикально-интегрированных структур, в том числе в форме государственных корпораций. Несмотря на имеющуюся критику и отдельные недостатки, следует отметить, что такие вертикально интегрированные структуры как государственные корпорации позволяют повысить эффективность использования государственной собственности, улучшить управление входящими в корпорацию акционерными обществами и другими предприятиями, направлять их деятельность в соответствии с потребностями государства.
К предмету регулирования законопроекта также относятся: правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок создания, реорганизации и ликвидации Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Корпорация), а также переходные положения при ее создании.
Целями деятельности Корпорации являются: обеспечение реализации государственной политики и нормативно-правовое регулирование, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере космической деятельности, международного сотрудничества при реализации совместных проектов и программ в области космической деятельности, проведения организациями ракетно-космической промышленности работ в области ракетно-космической техники военного назначения и боевой ракетной техники стратегического назначения, координация работ в части развития глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также осуществление функции по общей координации работ, проводимых на космодромах "Восточный" и Байконур, и руководство этими работами.
Для достижения целей, предусмотренных законопроектом, Корпорация наделяется полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации государственного управления и руководства космической деятельностью, включая полномочия по нормативно-правовому регулированию в указанной сфере деятельности.
Законопроект определяет порядок формирования имущественного комплекса Корпорации, включая состав имущественного взноса Российской Федерации.
Корпорации в порядке, установленном законопроектом и предусматривающем принятие соответствующих решений Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, передаются в качестве имущественного взноса Российской Федерации находящиеся в федеральной собственности акции акционерных обществ ракетно-космической отрасли, а также другое имущество, находящееся в федеральной собственности, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в настоящее время находящихся в ведении Федерального космического агентства.
Для осуществления процедуры передачи Корпорации имущественного взноса Российской Федерации в законопроекте предусмотрен переходный период, в течение которого Корпорация наделяется полномочиями по осуществлению прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, подведомственных в настоящее время Федеральному космическому агентству.
Для реализации действующих федеральных программ, исполнения государственного оборонного заказа, а также реализации международных соглашений, исполнение которых Правительством Российской Федерации поручается Корпорации, Корпорация наделяется полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета, а также функциями государственного заказчика и функциями по исполнению международных соглашений в сфере космической деятельности.
Законопроектом устанавливается компетенция Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации применительно к процедуре создания и осуществлению деятельности Корпорации.
Законопроект определяет структуру органов управления Корпорации.
Органами управления Корпорации являются: наблюдательный совет, генеральный директор, правление.
В наблюдательный совет Корпорации входят одиннадцать членов - по пять представителей Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также генеральный директор Корпорации, который входит в состав наблюдательного совета Корпорации по должности.
Члены наблюдательного совета и председатель наблюдательного совета Корпорации назначаются Президентом Российской Федерации.
Генеральный директор Корпорации является единоличным исполнительным органом управления. Правление является коллегиальным исполнительным органом управления.
Ревизионная комиссия Корпорации формируется для проведения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Корпорации.
В Корпорации создается научно-технический совет, который является консультативным органом и порядок деятельности которого определяется генеральным директором Корпорации.
В целях осуществления государственного контроля за деятельностью Корпорации в законопроект включены нормы об обязательном представлении годового отчета о деятельности в Правительство Российской Федерации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченные органы государственной власти осуществляют внешний контроль за деятельностью Корпорации.
Для проверки годовой бухгалтерской отчетности и иной финансовой отчетности Корпорации наблюдательный совет Корпорации определяет на конкурсной основе аудиторскую организацию, а также размер ее вознаграждения.
В целом законопроект сохраняет структурную преемственность по отношению к федеральным законам, регулирующим деятельность ранее созданных государственных корпораций.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и считает, что его принятие создаст законодательные предпосылки реализации конкурентных преимуществ гражданского сектора и стабильного функционирования организаций оборонного сектора ракетно-космической отрасли.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.