Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 780157-6 "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос",
внесенному Президентом Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается создание Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Корпорация), как юридического лица в организационно-правовой форме государственной корпорации. Корпорация считается созданной с момента государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц (см. часть 6 статьи 3 проекта). Согласно пункту 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) указанная регистрация допускается только в одной из организационно-правовых форм, определенных Гражданским кодексом, который в настоящее время не предусматривает такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация (см. статью 50 Гражданского кодекса).
Положения части 2 статьи 1 проекта относятся к предмету регулирования статьи 3 проекта, определяющей правовое положение Корпорации. При этом указанные положения следует согласовать с положениями подпункта "б" пункта 1 статьи 1 проекта федерального закона N 780166-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - проект N 780166-6), определяющими статус Корпорации, как уполномоченного органа по космической деятельности, а также с положениями статьи 5 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности" (далее - Закон N 5663-1) в части осуществления Корпорацией руководства космической деятельностью.
Согласно пункту 2 статьи 2 проекта Корпорации подведомственны государственные унитарные предприятия, включенные "в перечень, утверждаемый Президентом Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 5" проекта, и подлежащие "преобразованию в акционерные общества, акции которых подлежат передаче Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации". В связи с этим следует учесть, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарные предприятия создаются самостоятельно Российской Федерацией (федеральные государственные предприятия) и субъектами Российской Федерации (государственные предприятия субъекта Российской Федерации), а в качестве имущественного взноса Российской Федерации могут быть внесены только акции преобразованных в акционерные общества федеральных государственных предприятий (с учетом данного замечания потребуется также уточнить подпункт "б" пункта 1 части 1 статьи 5, части 12, 13 статьи 37, часть 3 статьи 39, статью 42 проекта; см. также проект федерального закона N 780167-6 "О внесении изменений в статью 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Используемая в проекте формулировка "в установленном порядке" (части 17, 18 статьи 3, части 5, 13, 14 статьи 6, части 32, 35 статьи 7 проекта и далее по тексту) носит бланкетный характер. Неопределенность ее юридического содержания не позволяет ответить на вопрос, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок, и порождает произвольное понимание того, что он означает по своему существу (см. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 3-П).
Нуждается в уточнении и унификации терминология обозначения федеральных органов исполнительной власти, поскольку в проекте одновременно использованы собственные и условные наименования федеральных органов исполнительной власти.
В части 7 статьи 3 проекта с учетом положений статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует указать цели открытия Корпорацией лицевых счетов в Федеральном казначействе (для учета операций по исполнению бюджета), а также учесть, что такие счета открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством.
В соответствии с частью 18 статьи 3 проекта Корпорация наделяется правом представлять работников Корпорации, организаций Корпорации, организаций ракетно-космической промышленности, иных лиц, сотрудников федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, иных государственных органов к присвоению почетных званий Российской Федерации и награждению государственными наградами Российской Федерации. Обращаем внимание, что порядок представления к награждению государственными наградами в рамках установленной компетенции урегулирован Президентом Российской Федерации в Положении о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 4 проекта Корпорация создается и действует в том числе в целях "обеспечения проведения организациями Корпорации и организациями ракетно-космической промышленности работ по созданию ракетно-космической техники военного, двойного назначения". Полагаем, что проектируемая норма нуждается в соотнесении с нормой пункта 1 статьи 7 Закона N 5663-1, в соответствии с которой федеральный орган исполнительной власти по обороне организует работу по созданию космической техники военного назначения самостоятельно, а в отношении космической техники двойного назначения - совместно с Корпорацией. Положения части 4 статьи 4, части 5 статьи 6, пункта 2 статьи 7, пункта 7 части 1 статьи 14 проекта о разработке Корпорацией соответствующих государственных программ, обеспечении их реализации, об осуществлении прав и обязанностей их координатора и ответственного исполнителя нуждаются в соотнесении с нормами статей 28 и 29 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", в соответствии с которыми устанавливается порядок разработки, утверждения и реализации соответствующих государственных программ.
Согласно статье 6 проекта "деятельность Корпорации регулируется настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иными законодательными актами Российской Федерации, а также международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация и которые содержат положения, относящиеся к установленной сфере деятельности Корпорации". Предлагаемая формулировка требует уточнения, поскольку нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации не являются законодательными актами Российской Федерации.
Статью 7 проекта, определяющую полномочия и функции Корпорации в области управления космической деятельностью, следует соотнести со статьей 6 Закона N 5663-1 в целях исключения дублирования отдельных полномочий.
Проектируемое в пункте 41 статьи 7 проекта полномочие Корпорации нуждается в соотнесении с положениями статьи 22 Закона N 5663-1 (в редакции проекта N 780166-6) в части участия в обеспечении безопасности космической деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (указанные органы при необходимости могут привлекаться для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ, ликвидации последствий происшествий - см. статью 24 Закона N 5663-1).
В проектируемом полномочии Корпорации по заключению международных договоров (пункт 44 статьи 7 проекта) следует уточнить, что Корпорация заключает международные договоры межведомственного характера, что будет соответствовать Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" и положениям части 2 статьи 13 проекта.
В связи с вступлением в силу 1 января 2015 года Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в пункте 48 статьи 7 проекта слова "единую таможенную территорию Таможенного союза" следует заменить словами "таможенную территорию Евразийского экономического союза".
Статья 8 проекта определяет полномочия Корпорации по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Так, часть 2 этой статьи проекта наделяет Корпорацию правом признавать утратившими силу акты Российского космического агентства, Российского авиационно-космического агентства в части, качающейся космической деятельности, и Федерального космического агентства, что противоречит статье 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", согласно которой отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов вправе Правительство Российской Федерации. Кроме того, в отношении части 5 рассматриваемой статьи проекта, наделяющей Корпорацию полномочием по подготовке и утверждению нормативных технических и организационно-распорядительных документов в области технического регулирования и стандартизации, следует иметь в виду положения статьи 10 проекта N 780166-6, закрепляющей рекомендательный характер актов Корпорации в сфере технического регулирования.
В связи с положениями части 2 статьи 9 проекта, наделяющими Корпорацию полномочиями по утверждению порядка подготовки космонавтов, порядка формирования и утверждения составов экипажей пилотируемых космических объектов, а также порядка утверждения программы полета потребуется уточнить положения пункта 2 статьи 20 Закона N 5663-1, предусматривающие определение указанных порядков в контрактах.
Согласно статье 12 проекта Корпорация утверждает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по вопросам гражданской обороны на объектах космической инфраструктуры. Обращаем внимание на то, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", определяющей правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Положения проектируемых частей 3 и 4 статьи 13 проекта нуждаются в уточнении в части исключения дублирования положений о представлении Корпорацией интересов Российской Федерации на международной арене. В части 5 рассматриваемой статьи проекта следует уточнить, что имеется в виду под полномочием Корпорации по проведению анализа "состояния и тенденций развития международного политико-правового и нормативно-технического регулирования в области космической деятельности".
Частью 3 статьи 14 проекта устанавливается, что Корпорация осуществляет виды деятельности, предусмотренные частью 1 рассматриваемой статьи, без специального разрешения (лицензии), что потребует внесения изменений, например, в Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" в части предоставления Корпорацией услуг связи.
Согласно части 2 статьи 19 проекта величина годовых отчислений организации в специальные резервные фонды Корпорации не может превышать три процента от годовой выручки организаций Корпорации от реализации товаров, работ, услуг. В связи с этим требует уточнения период времени (например, период, предшествующий году, в котором осуществляется отчисление в фонды), учитываемый для определения годовой выручки.
Положения части 1 статьи 20 проекта нуждаются в соотнесении с изменениями пункта 8 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вносимыми проектом федерального закона N 780167-6 "О внесении изменений в статью 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - проект N 780167-6), в части целей осуществления Корпорацией полномочий главного распорядителя бюджетных средств. Часть 2 статьи 20 проекта рекомендуется дополнить после слова "подготавливает" словами "и направляет в Правительство Российской Федерации".
В части 2 статьи 34 проекта необходимо исключить слова "и функций", добавить слова "и администратора доходов", что будет соответствовать изменениям, вносимым проектом N 780167-6 в статью 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Обращаем внимание на то, что в пункте 14 части 1 статьи 40 проекта следует говорить о проведении аудиторских проверок.
Замечания юридико-технического характера по проекту федерального закона переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.