Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности
по проекту федерального закона N 780166-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос",
внесенному Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по промышленности рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 780166-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - законопроект) и отмечает:
Предметом регулирования законопроекта являются различные отношения, связанные с деятельностью создаваемой проектом федерального закона N 780157-6 "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Корпорация).
Законопроект предусматривает внесение изменений в двадцать восемь федеральных законов, в том числе в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Воздушный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также Закон Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-I "О космической деятельности" и Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".
В целом законопроект направлен на модернизацию используемых подходов к космической деятельности, а также внедрение современных механизмов государственного регулирования в указанной сфере. По мнению Комитета, принятие законопроекта будет способствовать совершенствованию государственной политики и реализации государственных функций в сфере космической деятельности и промышленной политики.
В то же время ряд положений законопроекта требуют дополнительного уточнения:
1. Корпорация является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации. Вместе с тем, необходимо отметить, что организационно-правовая форма "государственная корпорация" не входит в исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых допускается создание юридических лиц (статья 50 ГК РФ).
С 1 сентября 2014 года юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 ГК РФ в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
С учетом указанных обстоятельств законопроектом внесено дополнение в Федеральный закон N 99-ФЗ, согласно которому юридические лица могут быть созданы в организационно-правовой форме государственной корпорации на основании федерального закона (статья 23 законопроекта).
По мнению Комитета, в целях устранения правовой неопределенности, в дополнительной проработке нуждается вопрос о включении Корпорации в перечень, содержащийся в пункте 6 статьи 3 Федеральный закон N 99-ФЗ. В данный перечень входят юридические лица, к которым положения главы 4 ГК РФ о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице.
2. С учетом замечаний Комитета, высказанных в заключении к проекту федерального закона N 780157-6 "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", (далее - законопроект о Корпорации) предлагается, что определение понятия "космическая деятельность", данное в законопроекте о Корпорации, может быть включено в виде дополнения в статью 2 законопроекта.
3. В соответствии со статьей 18 законопроекта предлагается, что лицензирование космической деятельности должно быть выведено из-под действия Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании"). В этой связи целесообразно дополнить статью 18 законопроекта в части исключения из части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании" пункта 41.
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона N 780166-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
С.В. Собко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.