Письмо Счетной палаты РФ от 29 апреля 2015 г. N 01-1265/12-03
Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации рассмотрела проект федерального закона N 763514-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", направленный в соответствии с решением Совета Государственной Думы (выписка из протокола от 20 апреля 2015 г. N 235), и на основании статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" направляет свое заключение.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Председатель |
Т.А. Голикова |
Заключение
Счетной палаты РФ от 29 апреля 2015 г. N ЗСП-89/12-03
на проект федерального закона N 763514-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 763514-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее -законопроект) подготовлено в соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 20 апреля 2015 г. N 235) и статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Законопроект, внесенный рядом депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, направлен на детализацию правового регулирования деятельности, связанной с донорством органов и тканей человека в целях трансплантации (пересадки). В указанных целях вносятся соответствующие изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
Согласно части 15 статьи 47 Федерального закона N 323-ФЗ донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка) осуществляются в соответствии с федеральным законом. Следует отметить, что законодательным актом специального действия, определяющим условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека, является Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (далее - Закон N 4180-1).
Однако при внесении изменений в Федеральный закон N 323-ФЗ не учтена необходимость внесения соответствующих изменений и в Закон N 4180-1, что создает риски возникновения различного правового регулирования названными законодательными актами одних и тех же правоотношений.
Так, подпунктом "б" пункта 2 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в часть 12 статьи 47 Федерального закона N 323-ФЗ, устанавливающие, что в случае необходимости проведения судебно-медицинской экспертизы разрешение на изъятие органов и (или) тканей у трупа для трансплантации (пересадки) должно быть дано судебно-медицинским экспертом с уведомлением прокурора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем статьей 10 Закона N 4180-1 не предусмотрено наличие такого порядка, что, по нашему мнению, может существенно осложнить правоприменение предлагаемых новелл законопроекта, поскольку, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 июня 2004 г. N 13-П, в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило "lex posterior derogat priori" ("последующий закон отменяет предыдущие"), означающее, что даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.
Кроме того, предлагаемая пунктом 1 статьи 1 законопроекта замена слов "с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей" словами "с донорством органов и (или) тканей человека в целях трансплантации" в пункте 10 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ представляется нецелесообразной, так как, например, транспортировка донорских органов является профессиональной деятельностью, связанной с донорством органов и (или) тканей человека, но не может рассматриваться как медицинская деятельность.
Подпунктом "б" пункта 2 статьи 1 законопроекта устанавливается отдельное полномочие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по развитию системы донорства органов и тканей человека в целях трансплантации (пересадки).
При этом в пояснительной записке не обоснован приоритет развития именно данного направления при осуществлении деятельности федерального органа исполнительной власти в установленной сфере.
Подпунктом "в" пункта 4 статьи 1 законопроекта предусмотрена новая редакция части 14 статьи 47 Федерального закона N 323-ФЗ, согласно которой в Российской Федерации осуществляется учет донорских органов и тканей человека, доноров органов и тканей человека, пациентов (реципиентов), волеизъявлений совершеннолетних дееспособных граждан о согласии или несогласии на изъятие их органов после смерти в целях трансплантации (пересадки) пациенту (реципиенту) с использованием специализированной информационной системы.
Вместе с тем механизмы получения доступа и предоставления указанной информации, способы ее зашиты законопроектом не определены, что создает повышенные риски коррупции при осуществлении медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 статьи 1 законопроекта порядок финансового обеспечения медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки), устанавливается новой частью 16 статьи 47 Федерального закона N 323-ФЗ.
Однако вопросы финансового обеспечения в сфере охраны здоровья регулируются главой 11 Федерального закона N 323-ФЗ, в связи с чем предлагаемая норма представляется излишней.
Пунктом 7 статьи 1 законопроекта предусмотрено дополнение наименования статьи 83 Федерального закона N 323-ФЗ словами "медицинской деятельности, связанной с донорством органов в целях трансплантации", что, по нашему мнению, представляется нецелесообразным, поскольку наименование указанной статьи в действующей редакции включает в том числе и медицинскую деятельность, связанную с донорством органов человека в целях трансплантации.
Кроме того, считаем необходимым отметить, что законопроект не позволяет достаточно четко урегулировать весь комплекс отношений, связанных с донорством органов, что возможно только в рамках принятия соответствующего нового федерального закона.
С учетом изложенного Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Счетной палаты РФ от 29 апреля 2015 г. N 01-1265/12-03
Текст письма официально опубликован не был