Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 428908-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о профиците бюджета и об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 428908-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы О.Г. Дмитриевой, И.Д. Грачёвым, А.Д. Крутовым, Н.Р. Петуховой, Д.В. Ушаковым, и отмечает следующее.
Авторами законопроекта предлагается восстановить в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - Кодекс) исключенную в 2000 году главу 12, содержащую статью 88, которая обязывала соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления составлять и утверждать бюджеты бюджетной системы Российской Федерации без профицита, а в случае появления профицита сокращать привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, направлять дополнительные доходы на погашение долговых обязательств, передавать доходы бюджетам других уровней, или сокращать доходы путем снижения налогов.
Комитет по бюджету и налогам отмечает, что согласно принципу сбалансированности бюджета, установленному статьей 33 Кодекса, объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
В то же время дефицит (профицит) бюджета является одной из основных характеристик бюджета (пункт 1 статьи 184.1 Кодекса), который определяется при подготовке закона о бюджете на очередной финансовый год, в целях определения необходимого для сбалансированности бюджета объема поступлений источников финансирования дефицита бюджета или допустимых для бюджета выплат.
В соответствии со статьей 31 Кодекса обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств является правом и обязанностью соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Что касается предлагаемого законопроектом регулирования налоговых доходов путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, то оно вступает в противоречие с пунктом 2 статьи 53 Кодекса, в соответствии с которым все федеральные законы изменяющие налоги и сборы должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в статьи 94, 96.6, 96.9, 96.10 и 96.12 Кодекса, предусматривающие направление нефтегазовых доходов, поступающих в текущем финансовом году, на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета, и, следовательно, исключение положений, предусматривающих пополнение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния за счет средств, поступающих от дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также предоставление возможности использования средств Фонда национального благосостояния на финансирование дефицита федерального бюджета.
Комитет отмечает, что предлагаемые законопроектом изменения указанных статей Кодекса фактически отменяют "бюджетные правила", ограничивающие зависимость расходов федерального бюджета от текущей (конъюнктурной) цены на нефть, принятые Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 268-ФЗ во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации. Указанным Федеральным законом был закреплен новый порядок использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, который предусматривает сохранение дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния при благоприятной внешней ценовой конъюнктуре и компенсацию потерь федерального бюджета за счет средств Резервного фонда при ее ухудшении. До 1 февраля 2016 года доходы от управления средствами Фондов направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
Средства, накопленные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, являются важным инструментом оперативной поддержки финансовой системы Российской Федерации в сложных экономических условиях. В целях обеспечения необходимого запаса прочности национальной экономики целесообразно избегать сокращения объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и пополнять их при наличии возможности.
Отсутствие четких механизмов управления нефтегазовыми доходами бюджета сделает российскую экономику уязвимой к внешним шокам и повысит макроэкономические риски и существенно ослабит инвестиционную привлекательность Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации не поддерживают законопроект.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам не поддерживает проект федерального закона N 428908-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.