Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 402455-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" разработан в целях повышения уровня жизни граждан, проживающих в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, и получающих трудовые пенсии (с 1 января 2015 года - страховые пенсии).
Данным проектом федерального закона предлагается установить фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, к страховой пенсии по инвалидности и к страховой пенсии по случаю потери кормильца (далее - фиксированная выплата) с учетом районного коэффициента лицам, проживающим в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но для которых установлен районный коэффициент к заработной плате.
Федеральный закон "О страховых пенсиях" предусматривает увеличение фиксированных выплат на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, только лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на весь период их проживания в таких районах (местностях). При расчете пенсии лиц, проживающих в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но относящихся к районам с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, районный коэффициент не применяется.
Вместе с тем необходимо отметить, что Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрено применение районных коэффициентов к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с особыми климатическими условиями. Согласно части 1 статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации до принятия соответствующего нормативного правового акта к заработной плате применяются районные коэффициенты в размерах, установленных федеральными органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти СССР. Так, в районах Дальнего Востока, в том числе южных (Амурская область, Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край), был установлен и применяется районный коэффициент к заработной плате в размере от 1,2 до 1,3.
Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, уплачиваются с сумм заработной платы, начисленной с учетом районных коэффициентов. Вместе с тем механизм, заложенный в Федеральном законе "О страховых пенсиях", для определения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусматривает одинаковые размеры для фиксированных выплат к страховым пенсиям как в центральных районах страны, так и в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Кроме того, следует отметить, что для пенсионеров, проживающих на территории Дальнего Востока, районный коэффициент применяется дифференцировано. В соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальных, на всей территории Дальнего Востока получают пенсию с учетом районного коэффициента, тогда как получатели трудовых пенсий, проживающие на территории Дальнего Востока, за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, получают пенсию без учета районного коэффициента.
Считаем, что необходимо соблюдать единый подход к решению вопросов пенсионного обеспечения граждан, проживающих в указанных районах и местностях. Сам факт установления Правительством Российской Федерации районных коэффициентов свидетельствует о признании органами государственной власти Российской Федерации наличия дискомфортных условий для жизни людей в указанных районах и местностях. При этом следует учесть, что уровень жизни пенсионеров, проживающих на Дальнем Востоке, существенно отличается от уровня жизни пенсионеров в регионах с более благоприятными климатическими условиями. Это связано с тем, что на Дальнем Востоке с учетом тяжелых климатических условий и отдаленности территории, тарифы на тепло- и электроэнергию, расходы на транспорт, коммунальные и бытовые услуги, цены на продукты питания более высокие, чем в других регионах. Предлагаемые законопроектом меры позволят приблизить размер пенсии к прожиточному минимуму и повысить уровень жизни пенсионеров Дальнего Востока до среднероссийского уровня.
В крупных экономически активных и самообеспеченных регионах осуществляются доплаты к пенсиям за счет средств региональных бюджетов. В дотационных дальневосточных регионах такая возможность отсутствует.
В Посланиях Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года и 12 декабря 2013 года тема развития Дальнего Востока была особо акцентирована, отмечалась необходимость создания на Дальнем Востоке привлекательных условий для жизни людей.
В связи с этим в настоящее время Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации Дальневосточного федерального округа ведется работа над проектом федерального закона "Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона", который направлен на создание благоприятных условий для ускоренного комплексного социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, в том числе для пенсионеров, проживающих в этих регионах. Данный законопроект предусматривает увеличение трудовой пенсии на соответствующий районный коэффициент для граждан, проживающих в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Полагаем, что поскольку данный вопрос является крайне важным для населения Дальнего Востока, его решение повысит привлекательность территорий Дальнего Востока как места жительства населения, а также будет являться фактором для стимулирования положительной демографической динамики и уменьшения оттока населения с данных территорий.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в связи с увеличением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, к страховой пенсии по инвалидности и к страховой пенсии по случаю потери кормильца на соответствующий районный коэффициент лицам, проживающим в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, повлечет за собой дополнительные расходы из средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в размере порядка 8 646,1 млн рублей ежегодно.
Исходя из действующего законодательства (постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями", пункт 55 постановления Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 года N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР") в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пенсии выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей. Районный коэффициент к заработной плате работников непроизводственных отраслей в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, установлен в размере 1,2.
По информации Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, по состоянию на 1 января 2014 года численность получателей трудовых пенсий, проживающих в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, и получающих трудовую пенсию без учета районного коэффициента (Амурская область, Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край), составила 839 218 человек, из них 776 054 получают трудовую пенсию по старости, 41 349 человека получают трудовую пенсию по инвалидности (из них I группы - 3 519; II группы - 18 674; III группы - 19 156), 21 815 человек - трудовую пенсию по случаю потери кормильца. Численность получателей трудовых пенсий по старости и по инвалидности, имеющих иждивенцев, - 78 881 человек (в том числе одного иждивенца - 74 402 человек; двух - 3 797; трех - 682). Численность пенсионеров, достигших 80 лет или являющихся инвалидами I группы, получающих трудовую пенсию по старости, - 65 163 человек. Численность детей, потерявших обоих родителей, или детей умершей одинокой матери, - 170 человек.
Расчет дополнительных расходов размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии составлен исходя из положений, установленных статьями 16, 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" следующим образом.
1. Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) установлена в размере 3 935 рублей в месяц, с учетом коэффициента 1,2 она составит 4 722 рубля - больше на 787 рублей.
Ежемесячные дополнительные расходы на выплату фиксированных выплат к страховым пенсиям указанных категорий граждан с учетом коэффициента 1,2 составят 628 220 389 рублей; ежегодные - 7 538 644 668 рублей.
2. Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы, а также к страховой пенсии по случаю потери кормильца установлена в размере 1 967,5 рубля в месяц. С учетом районного коэффициента 1,2 она составит 2 361 рубль - больше на 393,5 рубля.
Ежемесячные дополнительные расходы на выплату фиксированных выплат к страховым пенсиям указанных категорий граждан с учетом коэффициента 1,2 составят 16 122 088,5 рубля; ежегодные - 193 465 062 рубля.
3. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы установлено в размере 3 935 рублей в месяц, с учетом коэффициента 1,2 она составит 4 722 рубля - больше на 787 рублей.
Ежемесячные дополнительные расходы на выплату повышения фиксированных выплат к страховым пенсиям указанных категорий граждан с учетом коэффициента 1,2 составят 51 283 281 рубль; ежегодные - 615 399 372 рубля.
4. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам I группы установлено в размере 3 935 рублей в месяц с учетом коэффициента 1,2 она составит 4 722 рубля - больше на 787 рублей.
Ежемесячные дополнительные расходы на выплату повышения фиксированных выплат к страховым пенсиям указанной категории граждан с учетом коэффициента 1,2 составят 2 769 453 рубля; ежегодные - 33 233 436 рублей.
5. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности установлено в размере 1 311,67 рубля в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи, с учетом районного коэффициента 1,2 она составит 1 574 рубля - больше на 262,33 рубля.
Ежемесячные дополнительные расходы на выплату повышения фиксированных выплат к страховым пенсиям указанных категорий граждан с учетом коэффициента 1,2 составят 22 046 737,86 рубля; ежегодные - 264 560 854,32 рубля.
6. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери установлено в размере 1 967,5 рубля в месяц, с учетом районного коэффициента 1,2 она составит 2 361 рубль - больше на 393,5 рубля.
Ежемесячные дополнительные расходы на выплату повышения фиксированных выплат к страховым пенсиям указанной категории граждан с учетом коэффициента 1,2 составят 66 895 рублей; ежегодные - 802 740 рублей.
Таким образом, дополнительные расходы за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составят примерно 8 646 106 132,32 рубля в год.
Председатель |
В.В. Горчаков |
Перечень
законодательных актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Председатель |
В.В. Горчаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.