Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
по проекту федерального закона N 402455-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях"
(о применении районных коэффициентов при определении размеров страховых пенсий)
внесен Законодательным Собранием Приморского края
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока повторно рассмотрел в пределах своей компетенции проект федерального закона N 402455-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях". Ответственным комитетом - Комитетом Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов - было предложено изменить текст законопроекта.
Как следует из пояснительной записки, проект федерального закона разработан в целях повышения уровня жизни граждан, проживающих в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и получающих трудовую пенсию (с 1 января 2015 года - страховую пенсию).
Законопроект предлагает внести изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с которыми лицам, проживающим в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, но для которых решениями Правительства Российской Федерации либо органов государственной власти СССР установлен районный коэффициент к заработной плате, предусмотрев повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца с учетом районного коэффициента.
Комитет обращает внимание на то, что в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 3 указанного выше закона предусмотрено, что гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, граждан, относящихся к малочисленным народам Севера, для граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, для неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами. Данная норма обусловлена требованиями ст. 120 ГК РФ, в соответствии с которой бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, положение статьи 2 представленного законопроекта определяющее источники финансирования расходов на реализацию вносимых законопроектом изменений за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации противоречит нормам Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Реализация положений законопроекта повлечет предоставление дополнительных гарантий, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Параметры федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов утверждены без учета положений данного законопроекта, поэтому требуется его согласование с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в случае принятия федерального закона либо другого нормативного правового акта, предусматривающего увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Принимая во внимание вступление будущего федерального закона в силу в текущем финансовом году (статья 3) его положения следует соотнести с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Комитет полагает необходимым отметить, что на Дальнем Востоке с учетом климатических условий и отдаленности территории установлены повышенные тарифы на тепло- и электроэнергию, цены на продукты питания по сравнению с ценами в других регионах высокие, уровень жизни лиц пенсионного возраста, проживающих на Дальнем Востоке, существенно отличается от уровня жизни пенсионеров в других регионах. Размер пенсии не всегда соответствует прожиточному минимуму эти особенности не в полной мере учтены законодателем.
Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает рассматриваемый проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Первый заместитель |
Р.И. Худяков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.