Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 402455-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях",
внесенный Законодательным Собранием Приморского края
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный законопроект и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 28 декабря 3013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающие повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, к страховой пенсии по инвалидности и к страховой пенсии по случаю потери кормильца на соответствующий районный коэффициент лицам, проживающим в районах Дальнего Востока, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. При этом такое повышение предлагается устанавливать с учетом соответствующего коэффициента, установленного не только Правительством Российской Федерации, но и нормативными правовыми актами органов государственной власти СССР, в зависимости от района (местности) проживания на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
Вступивший в силу с 01.01.2015 года Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняя принцип преемственности правового регулирования, предусматривает все ранее предоставленные льготы для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе и повышение фиксированной выплаты к страховым пенсиям на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
При этом следует отметить, что формирование льготного пенсионного обеспечения граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, началось в середине прошлого века и с тех пор является традиционным для российского пенсионного законодательства.
На разных этапах для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вводились преференции и льготы по снижению пенсионного возраста, по льготному исчислению трудового стажа, по применению повышенного соотношения заработков, по суммированию льгот, по введению особого порядка назначения социальных пенсий гражданам из числа малочисленных народов Севера и т.д.
Льгота по увеличению базовой части трудовой пенсии (фиксированного базового размера пенсии) впервые была введена Федеральным законом от 29.11.2003 N 154-ФЗ "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Идеология указанного Федерального закона была основана на том, что предоставляемая льгота является государственной компенсацией, установленной в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат, связанных с проживанием граждан именно в тяжелых природно-климатических условиях Севера.
Авторы законопроекта предлагают расширить круг лиц, пользующихся правом на указанную льготу, за счет предоставления аналогичного права гражданам, проживающим в районах Дальнего Востока, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но в которых нормативными правовыми актами органов государственной власти СССР к заработной плате были установлены соответствующие районные коэффициенты, без учета того, каким органом власти, и для каких целей эти коэффициенты вводились, а также без конкретизации районов, проживание в которых будет давать право на повышение фиксированной выплаты.
В связи с чем отмечаем, что районное регулирование оплаты труда осуществлялось и осуществляется с целью компенсировать разницу в затратах труда и стоимости жизни в экстремальных природно-климатических условиях Севера по сравнению с европейской частью Российской Федерации. То есть районный коэффициент является показателем относительного увеличения заработной платы работающих и представляет собой компенсацию за труд в особых климатических условиях.
В соответствии со статьей 148 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже, чем установлено трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" определено, что до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, используются районные коэффициенты к заработной плате, введенные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти.
Поскольку Правительством Российской Федерации такой нормативный акт не утвержден, в отношении работающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжают применяться:
- Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029;
- Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04 сентября 1964 N 380/П-18, которым установлены размеры коэффициентов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для непроизводственных отраслей, и финансируемые за счет средств государственного бюджета СССР.
Оплата труда работников в местностях с особыми климатическими условиями ТК РФ не урегулирована, районные коэффициенты в централизованном порядке не установлены.
В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в ряде районов (регионов, территорий), не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, районные коэффициенты устанавливались преимущественно с учетом необходимости решения задачи привлечения дополнительных трудовых ресурсов.
В связи с этим предоставлению дополнительных льгот лицам, проживающим в районах, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, должна предшествовать всесторонняя оценка степени дискомфортности условий труда и проживания в этих районах и местностях с использованием объективных критериев, позволяющих утверждать, что эти условия требуют аналогичного, как и в районах Крайнего Севера, возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан.
Кроме того, принятие новых обязательств в связи с установлением повышения фиксированной выплаты с учетом соответствующего районного коэффициента гражданам, проживающим в районах Дальнего Востока, повлечет за собой необходимость решения аналогичного вопроса в отношении других территорий, в которых также были установлены районные коэффициенты к заработной плате*.
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока принятие законопроекта поддерживает.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта.
Счетной палатой Российской Федерации законопроект не поддерживается.
По заключению Правительства Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Учитывая изложенное Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель комитета |
О.Ю. Баталина |
_____________________________
* Вологодская область, Архангельская область, Республика Дагестан, Астраханская область, Тюменская область, Челябинская область, Курганская область, Республика Удмуртия, Кировская область и т.д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.