Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 804132-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы А.В. Казаковым, В.Е. Деньгиным, О.М. Казаковой и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В законопроекте предлагается предоставить гражданам право требовать от оператора поисковой системы в сети "Интернет" прекратить выдачу ссылок, позволяющих получить доступ к информации, которая, по мнению гражданина, является недостоверной, а в случае отказа оператора поисковой системы выполнить данное требование - право предъявить к нему соответствующее исковое требование в суде. Данные положения проекта следует соотнести с положением пункта 10 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, из содержания которого следует, что правило пункта 5 данной статьи о праве гражданина требовать удаления распространяемой в сети Интернет информации или ссылок на нее может применяться в отношении не соответствующих действительности сведений о гражданине судом и только в случае, если такой гражданин докажет несоответствие указанных сведений действительности. В связи с этим полагаем, что установление факта того, является ли распространяемая в сети Интернет информация о гражданине достоверной или нет, относится к компетенции суда, а не оператора поисковой системы, и должно производиться в рамках иска к лицу, непосредственно распространяющему такую информацию.
В соответствии с законопроектом указанное выше требование гражданина о прекращении выдачи ссылок может быть направлено оператору поисковой системы и в отношении "достоверной информации о событиях, имевших место и завершившихся более трех лет назад, за исключением информации о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, а также информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость". Полагаем, что квалификация событий как содержащих или не содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, а равно определение факта того, снята с гражданина судимость или нет, также относятся к компетенции суда или правоохранительных органов, а не оператора поисковой системы. Вместе с тем отмечаем, что в законодательстве Российской Федерации не содержится запрета на распространение информации о гражданине в зависимости от того, когда произошли соответствующие события. Кроме того, если в данном случае предполагается, что распространение такой информации может нарушать права гражданина как субъекта персональных данных, предлагаемое положение проекта следует соотнести с положениями статьи 15.5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон), в которых предусмотрен иной порядок ограничения доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Последнее замечание относится также к положению проекта, в соответствии с которым указанное выше требование гражданина о прекращении выдачи ссылок может быть направлено оператору поисковой системы и в отношении любой другой информации о гражданине, распространяемой с нарушением законодательства. Кроме того, данное положение требует соотнесения и с положениями статьи 15.1 Федерального закона, в которой предусмотрен иной порядок ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Относительно предлагаемых в проекте положений также отмечаем, что основной задачей по ограничению доступа к неправомерно распространяемой в сети "Интернет" информации, по нашему мнению, является удаление самой этой информации, а не предоставляемой оператором поисковой системы ссылки на нее, однако аналогичного порядка для удаления самой неправомерно распространяемой информации, указанной в пункте 2 статьи 1 проекта, в проекте не предусматривается.
Предлагаемое определение понятия "оператор поисковой системы" следует соотнести с предлагаемым определением понятия "поисковая система", а также с предусмотренным статьей 2 Федерального закона определением понятия "оператор информационной системы".
В статье 3 проекта не ясно, что понимается под "исками об ограничении доступа к информационным ресурсам", "исками об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", в частности, к кому они могут предъявляться, поскольку в законодательстве Российской Федерации такие иски прямо не упоминаются.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.