Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 766233-6 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части деятельности юридических лиц, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, В.В. Пинским, П.Р. Качкаевым, А.Г. Сидякиным и др.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 766233-6 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части деятельности юридических лиц, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), и считает возможным отметить следующее в части вопросов, находящихся в ведении Комитета.
Законопроект направлен на решение проблем, связанных со статусом товариществ собственников жилья.
В соответствии со статьей 291 Гражданского кодекса Российской Федерации товарищества собственников жилья регулировались в Жилищном кодексе Российской Федерации как самостоятельная организационно-правовая форма. Поэтому в разделе VI и в части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищества собственников жилья указаны как организации, осуществляющие управление, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме при способе управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья.
Согласно пункту 2 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации "Устав товарищества собственников недвижимости должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова "товарищество собственников недвижимости",_".
Из этого следует, что после вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" создать товарищество собственников жилья уже невозможно. Создать можно только товарищество собственников недвижимости. Создав товарищество собственников недвижимости, собственники помещений не имеют возможности реализовать свое право на управление многоквартирным домом в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, так как способа управления многоквартирным домом посредством товарищества собственников недвижимости в Жилищном кодексе Российской Федерации не существует.
В настоящее время уже есть практика отказа управляющих организаций в передаче управления многоквартирным домом товариществу собственников недвижимости.
В Республике Крым и городе федерального значения Севастополе при переходе в российскую юрисдикцию созданные ранее объединения собственников многоквартирных домов (ОСМД) реорганизовывались в товарищества собственников недвижимости. При этом в настоящее время они не могут управлять домами в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации по той же причине: отсутствие в Жилищном кодексе Российской Федерации такого способа управления многоквартирным домом как товарищество собственников недвижимости.
В Российской Федерации на сегодня действует около 65 тысяч товариществ собственников жилья.
Согласно статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом государственного жилищного надзора является, в частности, проверка соответствия устава товариществ собственников жилья обязательным требованиям жилищного законодательства. В случае несоответствия, орган государственного жилищного надзора выдает предписание устранить нарушения. При реализации этого предписания согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ ("при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц") товарищество собственников жилья также обязано изменить наименование, то есть наименование организационно-правовой формы - товарищество собственников жилья согласно пункту 2 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации должно быть изменено на товарищество собственников недвижимости.
В результате такое объединение собственников также не может управлять многоквартирным домом, так как способ управления многоквартирным домом товариществом собственников недвижимости в Жилищном кодексе Российской Федерации отсутствует.
По этой же причине товарищество собственников недвижимости не сможет воспользоваться предоставленными товариществам собственников жилья налоговыми льготами.
Проблема состоит в том, что на основании подпункта 6 пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ приоритет норм Гражданского кодекса Российской Федерации над нормами Жилищного кодекса Российской Федерации упраздняет действие ряда принципиальных положений раздела VI Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанная норма нивелирует специальные нормы жилищного законодательства, так как более поздний законодательный акт отменяет действие норм более раннего закона по одному и тому же вопросу.
В пункте 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что "особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами". Однако, по мнению Комитета данное положение лишь частично решает поднятую авторами в законопроекте проблему. Фактически данной нормой установлено, что особенности могут быть и в Гражданском кодексе Российской Федерации, и в другом федеральном законе и, в частности, в Жилищном кодексе Российской Федерации. Но данная норма не устанавливает то, какие особенности имеют более высокую юридическую силу.
С учетом нормы пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ в настоящее время возникла правовая неопределенность регулирования жилищных отношений нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, и, в частности, в отношении создания и организации деятельности товариществ собственников жилья. Учитывая существующее в настоящее время неоднозначное толкование правовых норм органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также управляющими и ресурсоснабжающими организациями, следует ожидать, что суды, органы прокуратуры, федеральной налоговой службы и жилищного надзора будут разрешать эти коллизии по разному.
Поэтому Комитет соглашается с предложением авторов законопроекта о необходимости решения указанных проблем. Однако, Комитет полагает необходимым установить приоритет норм жилищного законодательства по вопросам регулирования жилищных отношений.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 766233-6 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части деятельности юридических лиц, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при условии учета замечания об установлении приоритета норм жилищного законодательства по вопросам регулирования жилищных отношений.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.