Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 766233-6 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части деятельности юридических лиц, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, В.В. Пинским, П.Р. Качкаевым, А.Г. Сидякиным, А.А. Ремезковым, В.Е. Булавиновым, М.М. Абасовым, Р.М. Марданшиным, Б.К. Балашовым, М.Х. Юсуповым, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, Р.Ф. Абубакировым, Е.Л. Николаевой, С.В. Кривоносовым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона 766233-6 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части деятельности юридических лиц, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, В.В. Пинским, П.Р. Качкаевым, А.Г. Сидякиным, А.А. Ремезковым, В.Е. Булавиновым, М.М. Абасовым, Р.М. Марданшиным, Б.К. Балашовым, М.Х. Юсуповым, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, Р.Ф. Абубакировым, Е.Л. Николаевой, С.В. Кривоносовым (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на решения ряда проблем, связанных с применением положений Федерального закона от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ), в том числе в части действующих с 1 сентября 2014 года положений Гражданского кодекса Российской Федерации о товариществах собственников недвижимости и о потребительских кооперативах, включая садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы.
Для решения указанных вопросов в числе прочего законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан", установив, что данным федеральным законом устанавливается правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения (пункт 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, законопроектом предлагается в указанном федеральном законе применять, не исключая друг друга, понятия "правовое положение" и "гражданско-правовое положение", а также предусмотреть, что особенности гражданско-правового положения таких некоммерческих объединений являются одним из составляющих их правового положения.
По мнению Комитета, предлагаемый подход не решает поставленных в пояснительной записке задач применительно к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, а наоборот, порождает новую правовую неопределенность в предмете правового регулирования Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан".
Так, в настоящее время в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота. Согласно пункта 4 статьи 49 ГК РФ гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте регулируются данным кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются данным кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
Вместе с тем, ни в ГК РФ, ни в Федеральном законе от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" не раскрывается соотношение этих понятий, в том числе применительно к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан. Так, в частности, не представляется возможным определить, являются ли они тождественными или нет, а в случае, если они не являются равнозначными, то в чем именно заключается их отличие.
Так, следует отметить, что применительно к Центральному Банку (пункт 4 статьи 48 ГК РФ), кредитным организациям, страховым организациям, клиринговым организациям, специализированным финансовым обществам, специализированным обществам проектного финансирования, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) (пункт 7 статьи 66 ГК РФ), крестьянскому (фермерскому) хозяйству (пункт 5 статьи 86.1 ГК РФ), обществу с ограниченной ответственностью (пункт 3 статьи 87 ГК РФ), акционерному обществу (пункт 3 статьи 96 ГК РФ), унитарному предприятию (пункт 7 статьи 113 К РФ), ассоциациям и союзам (пункт 5 статьи 123.8 ГК РФ), государственным и муниципальным учреждениям (пункт 8 статьи 123.22 ГК РФ) применяется понятие "правовое положение". В то же время в отношении юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах (пункт 4 статьи 49 ГК РФ), религиозных организаций (пункт 2 статьи 123.26 ГК РФ) применяется понятие "гражданско-правовое положение".
Кроме того, положения законопроекта не учитывают, что в настоящее время пунктом 3 статьи 50 ГК РФ не предусматривается такой организационно-правовой формы некоммерческих корпоративных организаций как некоммерческие объединения, а также то, что возможность существования отдельных видов таких объединений с принятием Закона N 99-ФЗ ставится под сомнение.
Так, в частности, не представляется возможным однозначно определить, могут ли являться товариществами собственников недвижимости садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, членам которых земельные участки не принадлежат на праве собственности (например, земельные участки принадлежат на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды), подлежат ли применению положения Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим партнерствам либо к таким юридическим лицам возможно применение только норм об ассоциациях и союзах (пункт 5 части 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
На основании вышеизложенного, по мнению Комитета, совершенствование правового регулирования в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства не может иметь точечный характер и должно осуществляться на комплексной основе в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 14 апреля 2014 года N Пр-840 о подготовке изменений в законодательство Российской Федерации, регулирующих на комплексной основе все отношения, касающиеся юридических лиц и граждан в области садоводства, огородничества и дачного хозяйства с учетом изменений Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.