Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 766233-6 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части деятельности юридических лиц, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, В.В. Пинским, П.Р. Качкаевым и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 766233-6 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части деятельности юридических лиц, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, В.В. Пинским, П.Р. Качкаевым и другими, и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке к законопроекту в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2014 года новых общих правил Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о правовом положении юридических лиц (Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ) на практике возникают вопросы относительно возможности применения в федеральных законах специальных положений о статусе некоторых форм юридических лиц, их видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.
Так, возникает вопрос со статусом товарищества собственников жилья, которое в соответствии с новыми правилами статьи 50 ГК РФ относится к товариществу собственников недвижимости. При этом новеллы ГК РФ не устанавливают запрета на создание товариществ собственников жилья, но регистрирующие органы отказывают на практике в регистрации таких юридических лиц. Согласно пояснительной записке к законопроекту возникают проблемы в применении специальных правил, установленных отдельными федеральными законами, также в отношении других юридических лиц, в частности, потребительских кооперативов, к которым относятся, в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы и т.д.
В настоящее время согласно нормам части 4 статьи 49 ГК РФ гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются данным Кодексом. При этом особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются в соответствии с ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.
В целях устранения упомянутой правовой неопределенности относительно регулирования статуса отдельных форм юридических лиц нормами законопроекта предлагается внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и ряд других законодательных актов, которые предусматривают, что указанными законодательными актами определяются особенности правового положения отдельных организационно-правовых форм юридических лиц.
Таким образом, внесение указанных в законопроекте изменений позволит определять в специальных федеральных законах положения об особенностях статуса некоторых организационно-правовых форм юридических лиц.
В то же время необходимо учитывать, что нормы Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (подпункт 2 пункта 3 статьи 50) предусматривают отнесение к общественным организациям, в том числе территориальных общественных самоуправлений (далее - ТОС).
Следует отметить, что данное нововведение может негативным образом отразиться на развитии и деятельности ТОС, что подтверждается многочисленными обращениями представителей органов местного самоуправления и ассоциаций ТОС.
Под территориальным общественным самоуправлением в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.
Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. При этом ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Таким образом, органы местного самоуправления регулируют большинство вопросов, связанных с деятельностью ТОС, поскольку территориальное общественное самоуправление - это одна из форм осуществления местного самоуправления, которая организуется и осуществляется по территориальному принципу.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах общественных организаций, к которым относятся, в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления. Таким образом, ГК РФ не предусматривает в качестве самостоятельной организационно-правовой формы ТОС. При этом в отличие от ранее действовавшей редакции, ГК РФ содержит закрытый перечень некоммерческих юридических лиц.
Вместе с тем следует отметить, что для общественных организаций (статьи 123.4-123.7) и в целом для корпоративных некоммерческих организаций (§ 6) ГК РФ предусматривает обязательное (фиксированное) членство. В то же время юридическая конструкция ТОС, закрепленная в статье 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, фиксированного членства не предусматривает. Жители территории, на которой осуществляется ТОС, объединены по признаку проживания на данной территории - в этом существенное отличие ТОС от всех других форм некоммерческих организаций. Усиливает обособленность ТОС от всех иных объединений граждан, являющихся субъектами общественной собственности, и то, что ТОС - это одна из форм осуществления местного самоуправления. Это придает ТОС особый статус по сравнению с некоммерческими организациями и иными объединениями граждан и не позволяет отнести собственность ТОС в полной мере к общественной форме собственности.
Таким образом, полагаем, что имеют место противоречия между нормами ГК РФ и нормами Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, регулирующими вопросы деятельности территориального общественного самоуправления, которые необходимо устранить. Соответствующие поправки могут быть внесены в ГК РФ, например, путем допущения создания некоммерческих юридических лиц в иных формах, предусмотренных федеральными законами или установления в ГК РФ отдельной организационно-правовой формы в качестве ТОС.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.