Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 111741-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 111741-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики", принятый Государственной Думой в первом чтении (постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 ноября 2008 года N 1312-5 ГД "О проекте федерального закона N 111741-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики"), Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями в области планирования энергосбережения и повышения энергетической и экологической эффективности.
Вместе с тем, аналогичные по смыслу изменения были внесены в указанный Федеральный закон статьей 35 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об энергосбережении"). Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации уже наделены полномочиями утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд субъектов Российской Федерации, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Статьей 3 рассматриваемого проекта федерального закона предложены изменения статьи 9.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также дополнение Кодекса новыми статьями 9.15 и 9.16, устанавливающими ответственность за нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
При этом, в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении" статья 9.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признана утратившей силу, а вопросы нарушения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в полной мере урегулированы новой статьей 9.16.
Статьей 4 рассматриваемого законопроекта предложены изменения Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в части вопросов повышения экологической эффективности, внедрения наилучших существующих (экологически чистых) технологий, а также экологического аудита.
Вместе с тем следует отметить, что указанные вопросы, за исключением вопросов правового регулирования экологического аудита, комплексно уже урегулированы в законодательстве Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В свою очередь вопросы законодательного регулирования экологического аудита, а также экологической аудиторской деятельности, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N 2423-р "Об утверждении плана действия по реализации основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года", планируется рассматривать в рамках отдельного проекта федерального закона "Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", разработка которого поручена Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти.
Статьей 5 рассматриваемой законодательной инициативы предложено дополнить перечень целей принятия технических регламентов, определенный пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", целью стимулировать энергосбережение и повышение энергетической и экологической эффективности.
Вместе с тем, указанная цель принятия технических регламентов была внесена в пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 189-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании".
Статьей 6 рассматриваемого законопроекта предложено дополнить статью 28 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" нормой, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации наделяется полномочием определять порядок осуществления государственного энергетического надзора.
При этом следует отметить, что полномочием устанавливать порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора, Правительство Российской Федерации наделено Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Статьей 7 проекта федерального закона предложено дополнить перечень вопросов местного значения, определенный статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", планированием энергосбережения и повышения энергетический и экологической эффективности.
Вместе с тем, Федеральным законом "Об энергосбережении", к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения уже отнесено утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Учитывая изложенное, предложенные проектом федерального закона N 111741-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики" изменения законодательства к настоящему времени утратили свою актуальность, в связи с чем, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.