Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 754396-6 "О внесении изменений в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части уточнения оснований прекращения производства по делам об административных правонарушениях в отношении должностных лиц органов местного самоуправления), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона.
Законопроект предусматривает дополнение статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой частью 4, в соответствии с которой производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица органа местного самоуправления (муниципального органа), которое направляло обращение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления (муниципального органа) в соответствии с законодательством Российской Федерации, будет установлено, что бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись.
Одновременно предлагается дополнить статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" новой частью 2.9, в соответствии с которой органы государственного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных бюджетным законодательством, гражданским законодательством и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Законопроект разработан и внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 28 июня 2013 года N Пр-1391, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации поручено подготовить и внести в установленном порядке предложения, направленные на исключение контрольными и надзорными органами практики применения санкций к должностным лицам местного самоуправления в случаях отсутствия объективной возможности таких лиц действовать надлежащим образом.
Комитет поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
Вместе с тем по содержанию законопроекта имеются замечания.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По мнению Комитета, в случае, если должностным лицом органа местного самоуправления были приняты все предусмотренные законом меры, направленные на исполнение обязанности, неисполнение которой влечет административную ответственность, однако соответствующая обязанность не была исполнена по независящим от такого лица причинам, вина должностного лица как элемент состава административного правонарушения отсутствует.
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении в данном случае подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное Комитет полагает, что необходимость достижения целей, указанных в поручении Президента Российской Федерации, путем внесения предлагаемых изменений именно в статью 24.5 Кодекса нуждается в дополнительном обсуждении.
Также Комитет отмечает, что в тексте законопроекта не определены категории дел об административных правонарушениях, производство по которым подлежит прекращению.
Из текста законопроекта не ясно, в какой форме и в какой момент должно быть осуществлено обращение должностного лица органа местного самоуправления о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий указанного органа.
Не определено, каким образом должно быть установлено, что средства на исполнение полномочий органов местного самоуправления не были выделены в установленном порядке из соответствующих бюджетов.
В то же время, отмеченные недостатки законопроекта могут быть устранены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению в втором чтении.
Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству 8 июня 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.