Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 754396-6 "О внесении изменений в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части уточнения оснований прекращения производства по делам об административных правонарушениях в отношении должностных лиц органов местного самоуправления), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 754396-6 "О внесении изменений в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Нормами законопроекта предлагается внести изменения в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие дополнительное основание для прекращения производства по делу об административном правонарушении. Согласно данным положениям законопроекта в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица органа местного самоуправления (муниципального органа), которое направляло обращение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления (муниципального органа) в соответствии с законодательством Российской Федерации, будет установлено, что бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, то такое производство по делу подлежит прекращению.
В то же время в целях устранения правовой неопределенности и коллизий в применении указанных положений законопроекта на практике, полагаем, что данные положения нуждаются в существенном уточнении и конкретизации.
В частности, в законопроекте требуется уточнить:
- какие дела об административных правонарушениях, возбужденные в отношении должностного лица местного самоуправления (муниципального органа), в упомянутом случае подлежат прекращению;
- в какие органы государственной власти и органы местного самоуправления, в каком порядке и в течение какого периода времени могут направляться указанные обращения о выделении бюджетных ассигнований;
- в целях осуществления каких полномочий должностного лица местного самоуправления (собственных полномочий по решению вопросов местного самоуправления и (или) делегированных государственных полномочий) могут направляться данные обращения;
- в каком порядке должен будет устанавливаться факт, что бюджетные средства на осуществление данных полномочий из соответствующих бюджетов не выделялись. При этом необходимо учитывать, что нормами части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливается понятие "должностное лицо местного самоуправления", а не "должностное лицо органа местного самоуправления". В законодательстве Российской Федерации также не определено понятие "должностное лицо муниципального органа".
По сути, указанные положения законопроекта должны четко и однозначно предусматривать, что в случае, если в отношении должностного лица местного самоуправления возбуждено дело об административном правонарушении в связи с невыполнением либо ненадлежащим исполнением данным лицом закрепленных за ним полномочий по решению вопросов местного самоуправления и (или) делегированных государственных полномочий, то производство по данному делу подлежит прекращению при наличии следующих условий:
- указанное лицо до возбуждения данного дела в установленном порядке направляло в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с их компетенций обращение о выделении средств на осуществление упомянутых полномочий из бюджета, за счет которого в соответствии с законодательством Российской Федерации или субъекта Российской Федерации должно осуществляться финансовое обеспечение этих полномочий;
- указанные средства на исполнение данных полномочий не были выделены в установленном порядке из соответствующих бюджетов;
- факт, что бюджетные средства на осуществление таких полномочий из соответствующего бюджета не выделялись должен быть подтвержден в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, положениями законопроекта статью 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предлагается дополнить новой частью 2.9. Она предусматривает, что органы государственного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных бюджетным законодательством, гражданским законодательством и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В то же время согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны соблюдать требования всех законом. В связи с этим непонятно, почему в законопроекте устанавливается требование о том, что органы государственного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных только в указанных отраслях законодательства. Необходимо учитывать, что определенные требования и процедуры, которые обязаны выполнять органы местного самоуправления, содержатся в различных законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (например, в антимонопольном законодательстве Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах и т.д.). В связи с изложенным полагаем, что указанные положения законопроекта нуждается в уточнении. По мнению Комитета в законопроекте целесообразно также конкретизировать, что подразумевается под требованиями и процедурами, установленными в тех или иных отраслях законодательства Российской Федерации, которые должны учитываться при установлении сроков для устранения выявленных органами местного самоуправления нарушений.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект c учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении при условии исправления указанных правовых и юридико-технических дефектов при подготовке его ко второму чтению.
Заместитель председателя Комитета |
В.А. Казаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.