Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 788849-6 "О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 788849-6 "О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - Законопроект), и сообщает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской Законопроект разработан во исполнение поручения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (протокол от 26 июня 2014 г., N 1, раздел X, пункт 1), а также поручения Правительства Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N ДК-П7-5961. Целью законопроекта является установление порядка применения законодательства Российской Федерации об иностранных инвестициях на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, включая вопросы применения последствий недействительности сделок, совершенных с нарушениями требований, предусмотренных Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон N 57-ФЗ) после образования в составе Российской Федерации этих субъектов.
Кроме того Законопроект содержит некоторые положения, направленные на регулирование отношений с участием иностранных инвесторов, которые приобрели пять и более процентов акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, независимо от места нахождения таких хозяйственных обществ.
Так, статья 15 Закона N 57-ФЗ дополняется новой частью 4.1, в соответствии с которой непредставление иностранным инвестором или группой лиц в уполномоченный орган информации о приобретении пяти и более процентов акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, в соответствии со статьей 14 Закона N 57-ФЗ, влечет за собой лишение иностранного инвестора или группы лиц в судебном порядке по иску уполномоченного органа права голоса на общем собрании акционеров (участников) такого хозяйственного общества и подсчете голосов на общем собрании акционеров (участников) такого хозяйственного общества. По решению суда право голоса на общем собрании акционеров (участников) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, может быть восстановлено в полном объеме в случае представления в уполномоченный орган информации, предусмотренной статьей 14 Закона N 57-ФЗ.
Возможность применения к иностранному инвестору или группе лиц санкции в виде лишения права голоса на общем собрании акционеров (участников) хозяйственного общества уже содержится в Законе N 57-ФЗ. Данная санкция применяется на основании части 2 статьи 15 Закона N 57-ФЗ по решению суда в случаях, когда сделка совершена с нарушением закона, но применение последствий недействительности ничтожной сделки невозможно, а также в случаях, когда инвестор в установленный срок не представил в уполномоченный орган ходатайство о согласовании установления контроля в соответствии с частью 5 статьи 7 Закона N 57-ФЗ.
На основании статьей 7 и 15 Закона N 57-ФЗ ничтожными являются сделки, подлежащие предварительному согласованию с уполномоченным органом, и совершенные с нарушением требований Закона N 57-ФЗ.
Таким образом, в действующей норме целью лишения иностранного инвестора или группы лиц права голоса на общем собрании акционеров (участников) является предотвращение и ликвидация общественно опасных последствий, которые заключаются в установлении иностранным инвестором или группой лиц контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в отсутствии согласования уполномоченного органа.
В рассматриваемой проектируемой норме право голоса инвестора или группы лиц на общем собрании акционеров (участников) может быть восстановлено судом в случае направления соответствующей информации в уполномоченный орган. Более того, из содержания данной нормы следует, что уполномоченный орган в принципе знает о приобретении иностранным инвестором или группой лиц акций или долей в размере 5% и более уставного капитала хозяйственного общества. Таким образом, можно сделать вывод, что в проектируемой части 4.1 статьи 15 Закона N 57-ФЗ целью лишения права голоса иностранного инвестора или группы лиц на общем собрании акционеров (участников) является побуждение иностранного инвестора или группы лиц подать необходимые сведения в уполномоченный орган.
В этой связи Комитет считает необходимым дополнительно обсудить соразмерность санкции, предусмотренной проектируемой нормой, последствиям нарушения статьи 14 Закона N 57-ФЗ, поскольку на основании пункта 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В качестве альтернативы рассматриваемой санкции целесообразно рассмотреть возможность увеличения размера штрафа, предусмотренного статьей 19.8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредставление ходатайств, уведомлений (информации), сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Касательно рассматриваемой нормы необходимо также отметить, что другой ее новеллой является возможность восстановления права голосовать на общем собрании акционеров, участников хозяйственного общества в судебном порядке.
По мнению Комитета, данная правовая конструкция не в полной мере проработана, что может привести к невозможности реализации на практике проектируемых норм. Исходя из положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор о праве (в данном случае о праве иностранного инвестора голосовать на общем собрании акционеров (участников) после направления информации о приобретении акций в уполномоченный орган на основании ст. 14 Закона N 57-ФЗ) должен рассматриваться в порядке искового производства. При этом не понятно, к кому должен предъявляться иск с учетом того, что уполномоченный орган не обладает полномочиями по лишению и восстановлению права голоса иностранного инвестора на общем собрании акционеров (участников).
Пунктом 2 Законопроекта статья 16 Закона N 57-ФЗ дополняется новыми частями 4 и 5, которые регулируют порядок применения законодательства Российской Федерации об иностранных инвестициях на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно проектируемому пункту 4 статьи 16 Закона N 57-ФЗ в течение девяноста дней со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о регистрации хозяйственного общества, которое имело в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени хозяйственного общества без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, иностранный инвестор или группа лиц обязаны представить в уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, информацию о владении пятью и более процентами акций (долей), составляющих уставный капитал соответствующего хозяйственного общества в случае, если данное хозяйственное общество осуществляет хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, указанных в статье 6 настоящего Федерального закона.
Комитет считает необходимым отметить, что рассматриваемая проектируемая норма не содержит обязанность хозяйственного общества или органа, осуществляющего функции по регистрации юридических лиц, уведомлять иностранного инвестора или группу лиц о внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, не понятно, из каких источников иностранный инвестор или группа лиц получат информацию о необходимости представить в уполномоченный орган соответствующую информацию.
В соответствии с проектируемой частью 5 статьи 16 Закона N 57-ФЗ в случае, если запись о регистрации хозяйственного общества, которое имело в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени хозяйственного общества без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, внесена в Единый государственный реестр юридических лиц до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", то иностранный инвестор или группа лиц обязаны представить в уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, информацию, указанную в части 4 статьи 16 Закона N 57-ФЗ в течение девяноста дней со дня вступления в силу указанного Федерального закона. По мнению Комитета, данная норма должна содержаться не в Законе N 57-ФЗ, а в переходных положениях рассматриваемого Законопроекта.
Исходя из положений статьи 2 Законопроекта, закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Как следует из сопроводительных материалов к Законопроекту, его принятие потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 г. N 795 "Об утверждении Правил предоставления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, информации о совершении сделок с акциями (долями), составляющими уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление N 795). При этом статья 2 Законопроекта не содержит срока, в течение которого Правительство обязано внести соответствующие изменения в постановление N 795. В случае несвоевременного внесения соответствующих изменений Правительством Российской Федерации, исполнение иностранным инвестором или группой лиц, обязанностей, предусмотренных проектируемыми частями 4 и 5 статьи 16 Закона N 57-ФЗ, может стать затруднительным или невозможным. В целях недопущения данной ситуации Комитет считает необходимым предусмотреть в Законопроекте срок принятия соответствующего акта Правительством Российской Федерации либо увязать вступление в силу частей 4 и 5 статьи 16 Законопроекта с внесением изменений в постановление N 795.
Учитывая, что замечания, изложенные в заключении не носят концептуальный характер и могут быть учтены при доработке Законопроекта ко второму чтению, Комитет поддерживает проект федерального закона N 788849-6 "О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.