Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закон N 773987-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части правового статуса начальника органа дознания"
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрен проект федерального закона N 773987-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части правового статуса начальника органа дознания", внесенный Правительством Российской Федерации.
В действующем в настоящее время Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации полномочия начальника органа дознания не систематизированы, закрепляются в различных статьях. В частности, это такие полномочия, как дача поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий (пункт 17 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), продление срока сообщения о преступлении (часть третья статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), утверждение обвинительного акта и обвинительного постановления (часть четвертая статьи 225, часть четвертая статьи 226.7 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Названным законопроектом предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации изменения, уточняющие правовой статус начальника органа дознания.
Прежде всего начальник органа дознания включается в число лиц (прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец, его представитель), участвующих уголовном судопроизводстве со стороны обвинения. Для этого глава 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дополняется статьей 40.2, предусматривающей полномочия начальника органа дознания. При этом начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, наделяется названной статьей полномочиями начальника подразделения дознания.
Кроме того, изменения, связанные с уточнением правового статуса начальника органа дознания, вносятся также в статьи 5, 6.1, 7, 11, 19, 29, 37, 41, 61, 62, 67, 72, 125, 139, 155 и 166 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Концепция законопроекта поддерживается.
Вместе с тем Комитет обращает внимание, что в отличии от предварительного следствия в производстве дознания наиболее широкими полномочиями обладает прокурор. Наряду с надзором за законностью процессуальной деятельности органов дознания прокурор осуществляет также и процессуальное руководство дознанием. При реализации своих полномочий прокурор полностью отвечает за качество дознания.
В связи с этим предоставление начальнику органа дознания таких же полномочий, какими наделен прокурор, (например, согласно пункту 9 части первой проектной статьи 40.2 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации возвращение уголовного дела дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления) может привести к нарушению баланса между процессуальным статусом прокурора и процессуальным статусом начальника подразделения дознания.
По мнению Комитета, часть первую проектной статьи 40.2 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации необходимо уточнить.
Требует дополнительного обсуждения также предложение законопроекта установить в части первой статьи 155 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации полномочие дознавателя направлять вынесенные им постановления о выделение из уголовных дел материалов, содержащих сведения о новых преступлениях, не прокурору, как это имеет место в действующей части первой указанной статьи, а начальнику органа дознания.
Высказанные выше замечания можно учесть при подготовке предлагаемого законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе названный проект федерального закона принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.