Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 768102-6 "О внесении изменений в статьи 214.2, 214.2.1 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы Н.В. Школкиной, Л.Я. Симановским, Г.В. Куликом и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести изменения, предусматривающие уточнение порядка определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, а также при получении доходов в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива.
Кроме того, предусматривается исключение из доходов, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) упомянутым налогом, в частности, доходов в виде процентов, получаемых налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если установленная ставка не превышает 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте.
Обращаем внимание, что статьями 210 - 214.7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) устанавливается налоговая база по налогу на доходы физических лиц и особенности ее определения, а доходы, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения), предусмотрены в статье 217 НК РФ.
В этой связи, по нашему мнению, предлагаемые законопроектом уточнения статьи 214.2 НК РФ, предусматривающие, что доходы в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, являются излишними, поскольку в действующей редакции указанные доходы освобождены от налогообложения в соответствии с пунктом 27 статьи 217 НК РФ.
Аналогичное замечание относится к предлагаемым законопроектом изменениям статьи 214.2.1 НК РФ.
Также обращаем внимание на положение пункта 2 статьи 11 НК РФ, в соответствии с которым для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах под банком понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации. Следовательно, проектируемое законопроектом уточнение абзаца первого статьи 214.2 НК РФ, в отношении банков, находящихся на территории Российской Федерации, на наш взгляд, является излишним.
По нашему мнению, признание утратившим силу пункта 27 статьи 217 НК РФ может привести к проблемам в правоприменительной практике. В этой связи, на наш взгляд, подлежит уточнению редакция статьи 214.2 НК РФ в части особенности определения налоговой базы в отношении вкладов в иностранной валюте.
Статью 2 законопроекта, устанавливающую порядок вступления в силу указанных изменений, необходимо соотнести с положениями статьи 5 НК РФ, предусматривающими особый порядок вступления в силу актов законодательства о налогах, поскольку законопроект ухудшает положение налогоплательщиков, в частности путем отмены пунктов 27 и 27.1 статьи 217 НК РФ.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.