Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 691842-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и статью 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием правил оборота оружия, имеющего культурную ценность"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, рассмотрев проект федерального закона N 691842-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и статью 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием правил оборота оружия, имеющего культурную ценность" (далее - законопроект), отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон "Об оружии") и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законопроект разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2014 г. N 18-П "По делу "О проверке конституционности части четвертой статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 1, 3, 6, 8, 13 и 20 Федерального закона "Об оружии" в связи с жалобой гражданки Н.В. Урюпиной", согласно которому часть четвертая статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой - в системе сохраняющего неопределенность правового регулирования оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность, приводящую к его произвольному истолкованию и применению, - данное законоположение не предполагает возможность учета специфики использования такого оружия и не позволяет лицу, желающему реализовать его как предмет, имеющий культурную ценность, осознавать общественно опасный и противоправный характер своих действий, а также предвидеть их уголовно-правовые последствия.
По законопроекту имеются следующие замечания.
В частности, статьей 1 законопроекта предлагается снять установленные ограничения в сфере оборота на территории Российской Федерации оружия, имеющего культурную ценность.
Как следует из пояснительной записки, законопроектом конкретизируются правила оборота старинного (антикварного) оружия, в том числе холодного оружия, имеющего культурную ценность и исключается неопределенность правового регулирования оборота такого оружия, с учетом специфики его использования, а также устанавливается ответственность за их нарушение соразмерная требованиям как обеспечения общественной безопасности, безопасности жизни и здоровья людей, так и защиты культурных ценностей и сохранения культурного наследия.
При этом не учитывается, что согласно части первой статьи 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" оружие, имеющее культурную ценность, включает в себя не только старинное (антикварное) оружие.
В этой связи данная норма требует корректировки в целях исключения возможности свободного оборота иного оружия, имеющего культурную ценность.
Кроме того, законопроектом предлагается статью 18 дополнить частью восьмой, согласно которой торговля старинным (антикварным) оружием, на которое имеется заключение государственной экспертизы, осуществляется без лицензий, указанных в части первой настоящей статьи.
В пояснительной записке к законопроекту указанный подход не нашел обоснования.
Следует принимать во внимание, что в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона "Об оружии" торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговля патронами к оружию подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" торговля любым гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия отнесена к видам деятельности, подлежащим лицензированию.
В этой связи видится недопустимым предлагаемое законопроектом введение безлицензионного порядка торговли старинным (антикварным) оружием.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Заместитель председателя Комитета |
Э.А. Валеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.