Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 811757-6 "О свободном порте Владивосток"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 811757-6 "О свободном порте Владивосток", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству (далее - Комитет) отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. N Пр-2821, а также последующего поручения Председателя Правительства Российской Федерации.
Проект федерального закона устанавливает правовые основы создания и функционирования свободного порта Владивосток.
Целью законопроекта является создание благоприятных условий для увеличения темпов социально-экономического развития Приморского края и Дальневосточного федерального округа посредством расширения масштабов трансграничной торговли, развития транспортной инфраструктуры и включения в глобальные транспортные маршруты, создания сети логистических центров с особыми условиями транспортировки, хранения и частичной переработки грузов, организации несырьевых производств, ориентированных на экспорт, а также увеличения производств с высокой степенью добавленной стоимости, привлечения инвестиций и дальнейшей интеграции экономики России в систему международных экономических отношений стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Финансирование инфраструктуры свободного порта Владивосток предлагается в основном осуществлять на условиях государственно-частного партнерства. Также законопроект содержит возможность бюджетного финансирования объектов инфраструктуры свободного порта Владивосток.
Для координации деятельности органов государственной и муниципальной власти, а также в целях решения основополагающих вопросов функционирования свободного порта Владивосток предлагается создать наблюдательный совет свободного порта Владивосток. Состав и положение о наблюдательном совете свободного порта Владивосток будут утверждаться Правительством Российской Федерации.
Удаленность территорий Дальнего Востока, несбалансированность транспортной инфраструктуры, ограниченность доступа к единому энергетическому рынку и низкая мобильность трудовых ресурсов ограничивают привлечение инвестиций в создание производств с высокой добавленной стоимостью.
В этой связи законопроектом предлагается создать условия для эффективного и ускоренного развития стартовых площадок путем создания инфраструктурных проектов, обеспечения благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности и предоставления налоговых льгот.
Так, в рамках реализации поставленных целей законопроектом предлагается установить на территории свободного порта Владивосток соответствующие меры государственной поддержки предпринимательской и иный деятельности.
В этих условиях для резидентов устанавливаются особенности налогообложения, особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В качестве мер по созданию ускоренного и эффективного развития территории свободного порта Владивосток законопроектом определены особенности действующего законодательства в отдельных сферах деятельности.
Тем не менее, признавая положительные социально-экономические и правовые последствия принятия рассматриваемого законопроекта, Комитет обращает внимание на необходимость корректировки его отдельных положений.
В пункте 2 статьи 5 законопроекта упоминаются, но не раскрываются, механизмы государственно-частного партнерства. В настоящее время федеральным законодательством не закреплено понятие "механизм государственно-частного партнерства". По мнению Комитета, данная норма требует уточнения.
Также считаем необходимым в законопроекте закрепить, какое количество голосов в Наблюдательном совете принадлежит каждому органу государственной власти или местного самоуправления. Отсутствие такого распределение может повлечь за собой определенный дисбаланс сил в наблюдательном совете и теоретически предоставляет право решающего голоса представителям федеральных органов исполнительной власти.
Пункт 5 части 7 статьи 11 законопроекта, предусматривающий в качестве одного из оснований отказа в заключении соглашения об осуществлении деятельности с лицом, желающим приобрести статус резидента, возбуждение в отношении юридического лица производства по делу о несостоятельности (банкротстве), не учитывает, что резидентом свободного порта Владивосток может быть также индивидуальный предприниматель.
Часть 4 статьи 6 законопроекта, предусматривающая, что критерии отбора резидентов свободного порта Владивосток, устанавливаются Правительством Российской Федерации, не корреспондируется с положениями статьи 11 законопроекта, определяющей порядок и основания приобретения и прекращения статуса резидента свободного порта Владивосток.
Необходимо в статье 9 законопроекта конкретизировать полномочия Общественного совета свободного порта Владивосток. В проектируемой редакции не ясно, какими управленческими функциями наделен Общественный Совет (статья 9 отнесена к Главе 2. Управление свободным портом Владивосток). Более того, в законопроекте больше нигде не упоминаются функции указанного Совета.
В соглашение об осуществлении деятельности включается условие о доле иностранных работников, привлекаемых резидентов свободного порта Владивосток (п. 4 ст. 12). Также Наблюдательный совет определяет максимальную долю иностранных работников, привлекаемых резидентами свободного порта Владивосток, применительно к видам экономической деятельности (п. 4, ч. 2, ст. 7). Вместе с тем, представляется целесообразным законодательно закрепить принцип определения доли иностранных работников.
Часть 15 статьи 11 законопроекта предусматривает возможность указание в заявке применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Однако в перечне сведений, содержащихся в заявке, определенных частью 1 статьи 11, такая информация отсутствует.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает принятие проекта федерального закона N 811757-6 "О свободном порте Владивосток" в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом замечаний Комитета.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.