Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 811757-6 "О свободном порте Владивосток",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 811757-6 "О свободном порте Владивосток", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на регулирование отношений, связанных с созданием и функционированием свободного порта Владивостока как совокупности территорий Приморского края, на которых действуют меры государственной поддержки предпринимательской и иной деятельности в целях создания более благоприятных, чем общеустановленные условия их осуществления для привлечения инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, туризма, а также повышения качества жизни.
В части вопросов, относящихся к ведению Комитета, отмечаем следующее.
1. Законопроектом на территориях, входящих в состав свободного порта Владивосток, создаются условия для осуществления инвестиций в действующие предприятия и вновь создаваемые, в инфраструктурные объекты, в транспортно-логистические комплексы, включая создание, и модернизацию морских причалов и т.д.
В этих целях законопроектом, в частности, предусматривается возможность заключения между уполномоченным федеральным органом и индивидуальным предпринимателем или коммерческой организацией соглашения об осуществлении деятельности, устанавливаются условия, при которых заключение такого соглашения возможно, основания для отказа в заключении соглашения об осуществлении деятельности, а также порядок и условия изменения и расторжения соглашения об осуществлении деятельности.
При этом, предлагаемый статьей 11 законопроекта порядок рассмотрения заявок на заключение соглашения об осуществлении деятельности не предусматривает случаев, при которых в отношении одного и того же земельного участка или иного недвижимого имущества могут быть поданы две и более заявки. Следует учесть, что проектом федерального закона N 811799-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Владивосток" предусматривается возможность заключения с резидентом свободного порта Владивосток договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В отсутствие четко определенного законопроектом механизма принятия решений в случаях подачи двух и более частично или полностью совпадающих заявок на заключение соглашения об осуществлении деятельности, имеется риск возникновения правовой неопределенности при применении указанных норм.
2. По мнению Комитета, следует также учесть, что в законопроекте не определены сроки, в течение которых наблюдательный совет свободного порта Владивосток обязан принять решения о видах экономической деятельности, установить критерии отбора резидентов свободного порта Владивосток, критерии соответствия заявок и бизнес-планов, не установлены требования к таким решениям, порядку их опубликования, что влечет риск непрозрачности процедуры отбора заявок на право заключения соглашений об осуществлении деятельности.
3. Статьей 5 законопроекта предусматривается финансовое обеспечение строительства (модернизации) объектов инфраструктуры свободного порта Владивостока.
Вместе с тем, в Градостроительном кодексе Российской Федерации не используется термин "модернизация". Изменение параметров существующего объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов, подпадает под определение "реконструкция объекта капитального строительства" (пункт 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в законах Российской Федерации не раскрывается содержание таких терминов как "объект энергетической инфраструктуры", "объект инновационной инфраструктуры". Часть одиннадцатая статьи 2 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" содержит лишь определение инновационной инфраструктуры, под которой понимается совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.
Учитывая изложенное, представляется необходимым уточнить указанные положения законопроекта.
Требует уточнения и наименование статьи 28 законопроекта, содержащее понятие "разрешительная документация для строительства объектов капитального строительства" с учетом того, что в Градостроительном кодексе Российской Федерации такой термин не используется, а в самой статье предлагается уточнить отдельные процедуры, предусмотренные в рамках градостроительного зонирования, планировки территории и сроков выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
4. В статье 28 законопроекта предусмотрены особенности правового регулирования градостроительной деятельности на территории свободного порта Владивосток.
В частности, законопроектом предлагается сократить сроки проведения публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории, по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, по вопросу получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В связи с этим необходимо отметить, что процедура проведения публичных слушаний состоит из нескольких этапов: оповещение жителей о времени и месте проведения публичных слушаний, непосредственное проведение публичных слушаний, подготовка заключения о результатах публичных слушаний и опубликование заключение о результатах публичных слушаний.
При этом согласно абзацу второму части 2 статьи 28 законопроекта срок проведения публичных слушаний по проекту планировки, проекту межевания территории со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть менее 10 дней и более 40 дней.
В соответствии с абзацем четвертым части 4 и абзацем третьим части 5 статьи 28 законопроекта сроки проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, по вопросу получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более 15 дней.
Представляется, что установление таких предельных сроков проведения публичных слушаний влечет риск того, что жители муниципального образования не смогут в полной мере воспользоваться своим правом выразить мнение по общественно значимым вопросам.
При этом в рамках проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, по вопросу получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства минимальный срок проведения публичных слушаний вообще не установлен.
5. В соответствии с абзацем четвертым части 5 законопроекта глава муниципального образования в течение пяти дней со дня поступления указанных в части 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
В связи с этим необходимо учесть, что согласно части 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка рекомендаций осуществляется комиссией, в которую в соответствии с частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации направляется заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Вместе с тем, законопроект предусматривает направление заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования непосредственно в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (абзац первый части 5 статьи 28 законопроекта).
В целях недопущения правовой неопределенности в ходе рассмотрения заявлений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования представляется необходимым уточнить указанные положения законопроекта.
6. Требует дополнительного обсуждения предлагаемые законопроектом сроки выдачи градостроительного плана земельного участка, выдачи разрешения на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию - 10 и 7 дней соответственно. Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации в настоящее время сроки выдачи градостроительных планов земельных участков составляет 30 дней, выдачи разрешения на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию - 10 дней, что связано с необходимостью получения информации для подготовки таких документов у иных органов исполнительной власти в рамках межведомственного взаимодействия, проверки полноты и качества документов, представленных заявителем, осмотром построенного или реконструированного объекта капитального строительства в ряде случаев. Учитывая, что выдача градостроительного плана может осуществляться и в отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки и документации по планировке территории требуется определение всех предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объектов на таких земельных участков с учетом сведений, полученных в результате топографической съемки, установление ограничений в использовании земельного участка в связи с его нахождением (его части) в границах он с особыми условиями использования территории, и т.п.
Учитывая вышеизложенное, вызывает сомнение возможность органов местного самоуправления оказать соответствующие услуги в сокращенные сроки, предусмотренные законопроектом.
Следует также обратить внимание, что из общего правила о выдаче разрешения на строительство органом местного самоуправления Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрен ряд исключений для отдельных видов объектов (части 5 - 6 статьи 51). Вместе с тем, законопроектом предусматривается выдача разрешений на строительство только органами местного самоуправления.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.