Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
по проекту федерального закона N 811757-6 "О свободном порте Владивосток",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (далее - Комитет) рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 811757-6 "О свободном порте Владивосток", внесенный Правительством Российской Федерации.
По данному законопроекту Комитет является соисполнителем.
Законопроект регулирует отношения, связанные с созданием и функционированием свободного порта Владивостока, на территории которого устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности для создания благоприятных условий с целью привлечения инвестиций в объекты инфраструктуры. В законопроекте под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края. При этом статьей 4 законопроекта устанавливается, что к свободному порту Владивосток не относятся территории, на которых созданы особая экономическая зона, зона территориального развития или территория опережающего социально-экономического развития.
Свободный порт Владивосток в соответствии с законопроектом создается на семьдесят лет, срок существования может быть продлен федеральным законом. При этом досрочное прекращение срока действия возможно только на основании федерального закона.
На территории свободного порта Владивосток предполагается осуществление любой не запрещенной законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельности.
Финансирование объектов инфраструктуры свободного порта Владивосток будет осуществляться за счет средств внебюджетных источников с применением государственно-частного партнерства. При этом в случае необходимости, законопроектом предусмотрена возможность финансирования объектов инфраструктуры за счет средств федерального бюджета, бюджета Приморского края, бюджетов муниципальных образований, входящих в состав территорий свободного порта Владивосток.
Высшим коллегиальным органом управления свободным портом Владивосток является наблюдательный совет. В состав наблюдательного совета входят заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, руководитель уполномоченного федерального органа, руководитель высшего исполнительного органа государственной власти Приморского края, представители иных федеральных органов государственной власти. Состав наблюдательного совета утверждается Правительством Российской Федерации.
Резидентами свободного порта Владивосток могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица. Для получения статуса резидента указанным лицам необходимо подать документы в порядке, предусмотренном законопроектом. Резидентам свободного порта Владивосток законопроектом предусмотрены меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.
Для стимулирования инвестиционной активности резидентов свободного порта Владивосток законопроектом устанавливаются особые упрощенные режимы ведения предпринимательской, административной, инвестиционной деятельности, льготный налоговый и облегченный таможенный режимы.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту отмечено, что в соответствие с разработанными законопроектами для резидентов свободного порта Владивосток предусмотрены следующие льготы и преференции, а именно:
а) по налогу на прибыль - в первые 5 лет применяется пониженная ставка не более 5% (в том числе 0% в федеральный бюджет, не более 5% в региональный бюджет); в течение 5 последующих лет - применяется налоговая ставка не менее 12% (в том числе 2% в федеральный бюджет, не менее 10% в региональный бюджет);
б) по налогу на имущество организаций - освобождение от уплаты налога;
в) по земельному налогу - освобождение от уплаты налога;
г) по отчислениям во внебюджетные фонды - понижение совокупных отчислений с 30% до 7,6%.
При принятии законопроекта, в соответствии с финансово-экономическим обоснованием, не предполагается дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так как финансовое обеспечение размещение объектов инфраструктуры территории свободного порта Владивосток планируется осуществлять за счет средств резидентов свободного порта Владивосток.
По оценке Правительства Российской Федерации, принятие федерального закона "О свободном порте Владивосток" не приведет к снижению существующей налогооблагаемой базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и снижению их собственных доходов, так как нормы законопроекта будут действовать в отношении юридических и физических лиц, вновь зарегистрированных в качестве резидентов свободного порта Владивосток.
Вместе с тем при реализации закона "О свободном порте Владивосток", предполагаются расходы федерального бюджета, связанные с компенсацией выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов, в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов в отношении налогоплательщиков - резидентов свободного порта Владивосток.
Исходя из исходных условий и предпосылок прогнозные расходы федерального бюджета, связанные с компенсацией выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов, могут составить:
- к 2021 году - 13 840 млн. руб.;
- к 2025 году - 31 716 млн. руб.;
- к 2034 году - 34 751 млн. руб.
В целях создания благоприятной среды для привлечения инвестиций в объекты капитального строительства, сокращения сроков получения разрешительной документации на территории свободного порта Владивосток законопроектом устанавливаются особенности правового регулирования градостроительной деятельности.
Подготовка и утверждение документации по планировке территории, входящей в границы свободного порта Владивосток, осуществляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, в границы которого входит территория, в отношении которой утверждается документация по планировке территории.
Публичные слушания по проекту планировки территории, проекту межевания территории назначаются по инициативе главы муниципального образования. Срок проведения публичных слушаний по проекту планировки, проекту межевания территории со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть менее 10 дней и более 40 дней.
В этой связи Комитет обращает внимание, на то, что в законопроекте не предусмотрена правовая норма, в случае принятия на публичных слушаниях отрицательного решения по указанным проектам.
Вместе с тем, по мнению Правительства Российской Федерации, законопроект предусматривает комплексный подход и обеспечивает резидентам свободного порта Владивосток лучшие (конкурентоспособные) условия ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности по отношению к аналогичным территориям, функционирующим в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 811757-6 "О свободном порте Владивосток", при условии доработки законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.