Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проекте федерального закона N 544961-6 "О внесении изменений в статью 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(в части обеспечения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования)
внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, В.Е. Шудеговым, О.Л. Михеевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел указанный проект федерального закона.
Авторы законопроекта в целях укрепления единого образовательного пространства на территории Российской Федерации предлагают внести изменения в статью 66 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установив, что обязательная часть основной образовательной программы, разрабатываемой общеобразовательной организацией, по своему содержанию и объему часов должна соответствовать обязательной части соответствующей примерной основной образовательной программы. Таким образом, фиксируется не только соответствие содержания обязательной части основной общеобразовательной программы, но и количество часов, отведенное на ее освоение.
Одновременно законопроектом предлагается определить порядок разработки и утверждения примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Предусматривается, что каждая примерная основная образовательная программа начального общего, основного общего и среднего общего образования должна содержать обязательную часть основной образовательной программы и часть, формируемую участниками образовательного процесса образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию и реализующей основные общеобразовательные программы.
Комитет отмечает, что согласно статьи 3 Федерального закона единство образовательного пространства на территории Российской Федерации является одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона федеральными государственными образовательными стандартами обеспечивается:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3)вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на осн6ове единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Комитет отмечает, что предлагаемые авторами изменения не соответствуют смыслу статьи 66 Федерального закона, поскольку требования к разработке образовательных программ установлены в статье 12 Федерального закона, где определяется, что образовательные программы самостоятельно утверждаются и разрабатываются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. В соответствии с частями 7 и 9 статьи 12 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Таким образом, вопросы порядка разработки и утверждения образовательных программ законодательно урегулированы.
Правительством Российской Федерации представленный проект федерального закона не поддерживается ввиду того, что вопросы, поднимаемые в законопроекте, урегулированы в действующем законодательстве Российской Федерации.
Правовое Управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении на законопроект к первому чтению отмечает, что авторами вводятся термины "общенациональная значимость" и "инвариативность", которые нуждаются в пояснении. Однако из текста законопроекта не представляется возможным дать этим понятиям однозначную трактовку. Также по законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
Комитет отмечает, что в настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации в целях выполнения поручения В.В. Путина по итогам форума Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" "Качественное образование во имя страны" принимаются дополнительные меры по усилению единого образовательного пространства на территории Российской Федерации путем определения в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего, основного общего и среднего общего образования базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ, в том числе по отдельным учебным предметам.
Комитетом Государственной Думы по образованию создана рабочая группа по совершенствованию правового регулирования формирования содержания общего образования.
Из поступивших в Комитет Государственной Думы отзывов из органов государственной власти субъектов Российской Федерации только 19 положительные.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по образованию рекомендует Государственной Думе отклонить при рассмотрении в первом чтении проект федерального закона N 544961-6 "О внесении изменений в статью 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.