Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
от 7 июля 2015 г. N 3.1-05/2513
на проект федерального закона N 815174-6 "О внесении изменений в статьи 5 и 102 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 3 июля 2015 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 5 и 102 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) депутатами Государственной Думы С.Е. Нарышкиным, В.А. Васильевым, В.В. Жириновским, С.М. Мироновым 15 июня 2015 года и был принят Государственной Думой 19 июня 2015 года в первом чтении, 3 июля 2015 года во втором и в третьем чтениях.
Федеральный закон направлен на перенос даты выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва на третье воскресенье сентября 2016 года, объединив их с выборами в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления.
В этих целях вносятся изменения в части 2 и 3 статьи 5, статью 102 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Статья 102 данного Федерального закона также дополняется новой частью 4, согласно которой Государственная Дума седьмого созыва собирается на первое заседание не позднее, чем на тридцатый день после ее избрания.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству при рассмотрении проекта Федерального закона в своем отзыве указал, что толкование Конституционным Судом Российской Федерации положений части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации позволит исключить принятие законоположений или их дальнейшее применение и истолкование в значении, противоречащем конституционным нормам.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с законодательной инициативой о переносе даты выборов Государственной Думы седьмого созыва обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с вопросом о том, допустимы ли незначительные отклонения от установленного Конституцией Российской Федерации пятилетнего срока полномочий и есть ли у федерального законодателя возможность однократно незначительно сократить срок полномочий действующей Государственной Думы в конституционно значимых целях. На основании данного запроса Конституционный Суд Российской Федерации дал толкование части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июля 2015 года N 18-П конституционные положения не исключают возможности однократного изменения федеральным законом даты очередных выборов, ведущего к сокращению реального (фактического) срока полномочий Государственной Думы текущего созыва, при условии, что такое сокращение осуществляется в конституционно значимых целях, заблаговременно, не влечет за собой отступления от разумной периодичности проведения очередных выборов Государственной Думы и непрерывности ее деятельности и является минимально незначительным.
Федеральным законом предусматриваются переходные положения, согласно которым депутатам Государственной Думы шестого созыва, не избранным депутатами Государственной Думы седьмого созыва либо в органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, по 4 декабря 2016 года включительно сохраняются гарантии неприкосновенности, выплачиваются ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и единовременное денежное пособие в размере ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы, а также сохраняются условия обязательного государственного страхования, возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, медицинского, бытового и пенсионного обеспечения, право и условия пользования служебным жилым помещением в городе Москве, гарантии трудовых прав в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (формирование федеральных органов государственной власти) и "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам предлагает одобрить Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 5 и 102 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.