Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 842725-6 "О внесении изменения в статью 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(по вопросу увеличения до 120 млн. рублей величины предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающего право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (по вопросу увеличения до 120 млн. рублей величины предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающего право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения) вносится изменение в части увеличения величины предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающего право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения с 60 млн. рублей до 120 млн. рублей.
Сложившаяся практика по применению норм Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе положений, предусмотренных в абзаце первом пункта 4 статьи 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с учетом общеизвестных современных реалий в российской экономике, перестали отвечать требованиям эффективности роли государственной налоговой политики в регулировании налоговых правоотношений в экономике, и особенно - в сфере малого бизнеса. Данное положение нашло широкое обсуждение и выражение в поручениях Президента Российской Федерации В.В. Путина, данных по результатам прошедшего 7 апреля 2015 года в Большом Кремлевском дворце заседания Государственного Совета Российской Федерации с повесткой дня "О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Концепция законопроекта соответствует тематике решений на пути преодоления проблем, обсуждаемых на этом заседании, и внесение точечного изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части увеличения с ныне действующего лимита 60 млн. рублей - до 120 млн. рублей величины предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающего право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, не требует особых статистических данных либо расчетов, так как все данные имеются в материалах указанного выше заседания Государственного Совета Российской Федерации и известны Правительству Российской Федерации.
Кроме того, концепция законопроекта направлена на решение одной из острых проблем в сфере малого предпринимательства - вопроса налогообложения. При этом следует отметить, что среди десятков "острых" проблем вопрос налогов в сфере малого бизнеса всегда являлся первоочередным. Как показывает российская и международная практика при изучении зарубежного опыта малого бизнеса - непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения и т.п., при этом важную роль играют принятие и исполнение законодательства, своевременное его корректировка под запросы "дня", а также разработка и реализация конкретных комплексных программ. Предлагаемый законопроект как раз и исходит из такой реальной и конкретной государственной поддержки малого бизнеса, так как без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Малый и средний бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВВП. В большинстве стран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю - 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия (МСП). На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75-80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости. В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. В то же время в России эти данные по "среднестатистическим показателям количества субъектов малого и среднего бизнеса, к сожалению, растут медленно и совсем незначительно. Ежегодно они увеличиваются не более чем на два процента. В некоторых регионах, с наиболее благоприятным бизнес-климатом, этот рост более стремителен.
Примером может служить Краснодарский край, где ежегодно количество действующих субъектов МСБ увеличивается на десять процентов. Однако есть и такие регионы РФ, где фиксируется не прирост субъектов малого и среднего бизнеса, а напротив, сокращение количества действующих предприятий малого бизнеса.
Авторы считают, что законопроект (учитывая, что "упрощенный налог" составляет 6% с оборота, как "барьер легализации") - фактически отвечает "сигналам" с рынка, то есть предлагаемые данные лимита - 120 млн. рублей - не придуманы и соответствуют государственной политике поддержки малого бизнеса в России, так как отмечается, что "с 1993 года в России на малый бизнес приходится от 12% до 15% ВВП". Так как поставлена государственная задача, направленная на развитие малого и среднего предпринимательства - "увеличение до 50% доли малого бизнеса в ВВП" предлагаемый законопроект и направлен на ее решение.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(по вопросу увеличения до 120 млн. рублей величины предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающего право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения)
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (по вопросу увеличения до 120 млн. рублей величины предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающего право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения) не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(по вопросу увеличения до 120 млн. рублей величины предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающего право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения)
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (по вопросу увеличения до 120 млн. рублей величины предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающего право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения) не требуется признания утратившими силу, приостановления, изменения федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
В то же время в порядке исполнения настоящего федерального закона при его вступлении в силу потребуется уточнение ряда судебных актов в целях учета изменения действующего законодательства, в части судебного толкования вопросов правоприменения норм НК РФ, а также внесение изменений в соответствующие приказы Минэкономразвития России в части установления коэффициентов - дефляторов на соответствующий год, начиная с налогового периода действия Федерального закона "О внесении изменения в статью 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (по вопросу увеличения до 120 млн. рублей величины предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающего право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.