Заключение Счетной палаты РФ от 21 июля 2015 г. N 01-2284/05-01
на проект федерального закона N 819066-6 "О прекращении задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 819066-6 "О прекращении задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 2 июля 2015 г. N 247).
Законопроектом, внесенным членом Совета Федерации Е.В. Афанасьевой, депутатами Государственной Думы А.А. Ищенко, С.Г. Каргиновым, И.К. Сухаревым, А.Н. Диденко, А.Б. Курдюмовым, С.В. Марининым, И.Н. Абрамовым, А.С. Сикорским, С.В. Журавлевым, устанавливается порядок реструктуризации и списания долговых обязательств субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января 2015 года.
В пакете с законопроектом подготовлен проект федерального закона N 819077-6 "О внесении изменений в статью 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации", предлагающий расширение перечня законодательных и иных правовых актов, устанавливающих условия реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный кредит предоставляется бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации на условиях возвратности и возмездности, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации или соответствующими законами (решениями) о бюджете.
Государственный долг субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2015 года составил 2 089,0 млрд. рублей, из них по бюджетным кредитам - 647,5 млрд. рублей, или 31% от общего объема долговых обязательств.
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" на предоставление бюджетных кредитов предусмотрено 310 млрд. рублей. Правительству Российской Федерации предоставлено право провести в 2015 году реструктуризацию обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам в пределах остатков не погашенной на дату реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджетам субъектов Российской Федерации для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), в пределах расходов субъектов Российской Федерации на эти цели, а также начисленным процентам за пользование бюджетными кредитами.
Необходимо отметить, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации условия реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту устанавливаются соответствующими законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними правовыми актами. Условия реструктуризации бюджетных кредитов учитываются при формировании и утверждении источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
В соответствии со статьями 94 - 96 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета включается в том числе разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации.
Размер дефицита и источники финансирования дефицита бюджета утверждаются соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, законами субъектов Российской Федерации - о бюджете субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований - о местном бюджете.
Установление условий реструктуризации (списания) обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам путем заключения соглашения между Правительством Российской Федерации либо уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации без принятия соответствующих норм в законе (решении) о бюджете приведет к несбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что, в свою очередь, может привести к возникновению рисков неисполнения расходных обязательств.
Списание обязательств субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января 2015 года с заключением новых соглашений о предоставлении бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации в очередном финансовом году приведет к возникновению выпадающих доходов федерального бюджета, при этом источники компенсации выпадающих доходов федерального бюджета не определены.
Кроме того, в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не содержится оценки влияния предполагаемой реструктуризации (списания) задолженности на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.