Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 5 июля 2015 г. N 5.1-1855
на проект федерального закона 811783-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Владивосток"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 811783-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Владивосток" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 9 июня 2015 года.
При принятии законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование.
Названным Федеральным законом предлагается предоставить резидентам свободного порта Владивосток право на применение заявительного порядка возмещения (возврата) сумм налога на добавленную стоимость при условии представления ими договора поручительства управляющей компании, предусматривающего обязательство уплатить принятую к вычету (возмещенную в заявительном порядке) сумму налога, если по результатам камеральной проверки будет отказано в возмещении (возврате) налога.
Федеральным законом также предусматривается установление нулевой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в отношении организаций, получивших статус резидента свободного порта Владивосток. Кроме того, субъектам Российской Федерации предоставляется право устанавливать пониженную (не более 5 процентов) ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в отношении прибыли от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток. Льготные налоговые ставки будут применяться в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от указанной деятельности.
Положения Федерального закона соответствуют Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, по Федеральному закону имеются замечания правового характера.
В части внесения изменений в порядок возмещения сумм налога на добавленную стоимость обращаем внимание, что единственным основанием применения предусмотренных Федеральным законом льгот является наличие статуса резидента свободного порта Владивосток, критерии отбора которых в соответствии с частью 4 статьи 6 принятого Государственной Думой 30 июня 2015 года Федерального закона "О свободном порте Владивосток" будут определяться нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. Таким образом, основания применения льгот, предусмотренных Федеральным законом, с учетом положений названного Федерального закона будут определяться подзаконным актом, что не соответствует пункту 1 статьи 4 и пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), по смыслу которых такие основания не могут определяться подзаконным актом.
Порядок вступления в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 176.1 Налогового кодекса (в редакции подпункта "б" пункта 1 статьи 1 Федерального закона) не соответствует пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "з" (федеральные налоги и сборы) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "б" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается вопроса федеральных налогов. Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 18 июля 2015 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации B.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам C.Н. Рябухину, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Ю.А. Шарандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.