Заключение Счетной палаты РФ от 14 июля 2015 г. N ЗСП-147/03-02
на проект федерального закона N 811646-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
(о зачислении торгового сбора, совершенствовании администрирования доходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, государственного муниципального контроля)
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 811646-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 15 июня 2015 г. N 243).
Законопроект, внесенный Правительством Российской Федерации, направлен на совершенствование порядка осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, установление порядка признания безнадежными к взысканию и списания платежей в бюджет, не уплаченных в установленный срок (задолженности по платежам в бюджет), административных штрафов, уплата или взыскание которых невозможны, на гармонизацию норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", а также предусматривает ряд других изменений.
Концепция законопроекта поддерживается. Вместе с тем по его тексту имеется ряд замечаний.
1. В соответствии с частью 3 предлагаемой законопроектом новой статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 5 статьи 1 законопроекта) решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет принимается администратором доходов бюджета. При этом соответствующие дополнения в статью 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющую бюджетные полномочия главных администраторов доходов, законопроектом не вносятся.
Полагаем необходимым статью 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации дополнить указанным полномочием.
Согласно части 5 новой статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок списания (восстановления) задолженности по платежам в бюджет устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. При этом законопроектом не определено, кем принимается решение о списании (восстановлении) задолженности по платежам в бюджет. По нашему мнению, в законопроекте необходимо закрепить указанное бюджетное полномочие.
2. Законопроектом (подпункт "б" пункта 8 статьи 1) предлагается внесение изменений в статью 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части обеспечения возможности реализации бюджетного полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по анализу осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
При этом норма, которой предлагается дополнить пункт 4 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривает обязанность главных администраторов средств федерального бюджета предоставлять информацию и документы, запрашиваемые Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Полагаем, что данная норма нуждается в уточнении, поскольку в предлагаемой формулировке она распространяет свое действие в том числе и на органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, с чем нельзя согласиться.
3. Законопроектом (пункты 9 и 10 статьи 1) предлагается закрепить в статьях 160.1 и 160.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные полномочия главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета по утверждению методик прогнозирования поступлений доходов в бюджет и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета "в соответствии с общими требованиями к таким методикам при условии определения таких требований Правительством Российской Федерации".
Данная формулировка представляется некорректной. Полагаем целесообразным определить законопроектом, что указанные методики утверждаются в соответствии с общими требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
4. Законопроект (подпункт "в" пункта 12 статьи 1) предусматривает в статье 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации возможность размещения средств федерального бюджета на депозитах в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". Как следует из материалов к законопроекту, принятие такой нормы потребует внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О банке развития".
В этой связи полагаем важным отметить целесообразность рассмотрения законопроекта в Государственной Думе одновременно с проектом федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О банке развития".
5. Законопроектом (подпункт "б" пункта 16 статьи 1) предлагается изложить в новой редакции пункт 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом исключаются положения абзаца первого в действующей редакции данного пункта, предусматривающие, что органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем указанная норма согласуется с положениями Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", определяющими функции Счетной палаты Российской Федерации по проведению проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
В этой связи считаем необходимым данную норму абзаца первого пункта 2 в статье 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации сохранить.
6. Законопроектом (пункт 20 статьи 1) предлагается в пункте 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установить, что орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу уведомление о применении бюджетных мер принуждения в срок не позднее 60 календарных дней после даты окончания проверки (ревизии).
По нашему мнению, установление указанного срока для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения требует дополнительного обоснования.
7. Статьей 2 законопроекта предлагается приостановить до 1 января 2017 года действие такой бюджетной меры принуждения, как передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств (абзац шестой пункта 2 статьи 306.2 и пункт 2 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации). При этом замена данной меры иными бюджетными мерами принуждения законопроектом не предусматривается.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации представленный законопроект поддерживает при условии его доработки ко второму чтению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.