Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 845876-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций (далее - Соглашение), пописанное 29 сентября 2014 г. в г. Астрахани на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2014 г. N 1896-р.
Соглашение разработано на основе типового соглашения, одобренного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 456, и в значительной степени воспроизводит его положения.
Основными положениями Соглашения являются:
1. Допуск инвестиций инвесторов государства одной Договаривающейся Стороны на территорию государства другой договаривающейся стороны в соответствии с законодательством государства принимающей Договаривающейся Стороны.
2. Предоставление каждой Договаривающейся Стороной инвестициям инвесторов государства другой Договаривающейся Стороны режима, не менее благоприятного, чем тот, который предоставляется инвестициям собственных инвесторов или инвестициям инвесторов любого третьего государства.
3. Сохранение каждой Договаривающейся Стороной права применять и вводить в соответствии с законодательством своего государства изъятия из национального режима в отношении иностранных инвесторов и их инвестиций.
4. В соответствии с Соглашением ни одна из Договаривающихся Сторон не обязана распространять на инвестиции инвесторов государства другой Договаривающейся Стороны преимущества, которые она предоставляет инвестициям инвесторов любого третьего государства в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или валютном союзе, общем рынке и любых аналогичных экономических интеграционных образованиях или любом международном соглашении, ведущем к созданию таких союзов или образований, а также на основе соглашений об избежании двойного налогообложения или других договоренностей по вопросам налогообложения.
5. Гарантия защиты инвестиций и доходов инвесторов от принудительного изъятия - национализации, экспроприации или иных мер, имеющих аналогичные последствия, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах, в соответствии с законодательством государства принимающей Договаривающейся Стороны, на недискриминационной основе и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации. Кроме того, закрепляется право инвесторов на получение адекватной компенсации в случае причинения вреда или нанесения ущерба их инвестициям и доходам, в частности, вследствие войны, вооруженных конфликтов, гражданских беспорядков.
6. Гарантия беспрепятственного перевода за границу доходов и других платежей в связи с инвестициями после выполнения инвесторами всех своих налоговых обязательств перед государством принимающей Договаривающейся Стороны.
7. Обеспечение надлежащих способов судебной защиты прав инвесторов за счет возможности использования современных процедур разрешения споров между одной Договаривающейся Стороной и инвестором государства другой Договаривающейся Стороны, а также способов урегулирования споров между Договаривающимися Сторонами относительно толкования и применения положений Соглашения.
Соглашение имеет ряд отличий по сравнению с упомянутым российским типовым соглашением, которые отвечают международным обязательствам Российской Федерации и идут в русле ее принципиальной линии на развитие экономического и инвестиционного сотрудничества с государствами СНГ:
1. Для обеспечения более полной защиты инвестиций, уже осуществленных или планируемых инвесторами в ближайший период, действие Соглашения распространяется на инвестиции, осуществленные инвесторами, не после вступления его в силу, как это предусмотрено в типовом соглашении, а с 1 января 1992 г.
Одновременно в целях исключения возможности оспаривания принятых ранее решений об экспроприации инвестиций или судебных решений и возникновения дополнительных, в том числе финансовых, обязательств установлено, что действие Соглашения не применяется к спорам, касающимся инвестиций и возникшим до его вступления в силу.
2. Отсутствие в пункте 5 статьи 3 Соглашения изъятия из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в отношении стран, входивших ранее в состав СССР, в значительной степени нивелируется положением, касающимся изъятий из РНБ в связи с участием любой из Договаривающихся Сторон в интеграционных образованиях.
3. Статья 10 Соглашения предусматривает обязательство Договаривающихся Сторон о предоставлении инвестициям режима более благоприятного в случае, если это предусмотрено законодательством либо международными договорами Договаривающихся Сторон. Данное положение не противоречит международным обязательствам Российской Федерации и является гарантией того, что в случае достижения каких-либо дополнительных договоренностей между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, содержащих более благоприятный режим инвестиций по сравнению с Соглашением, к инвестициям инвесторов будет применяться уже новый (более благоприятный) режим, а не режим, предусмотренный Соглашением.
Правовая система Российской Федерации предусматривает такой порядок применения международных соглашений. Фиксация данного положения в Соглашении создает дополнительные гарантии применения такого же режима к российским инвесторам на территории Азербайджанской Республики.
4. Используемое в Соглашении определение понятия "территория Договаривающейся Стороны" учитывает имеющиеся расхождения в национальных законодательствах и не позволяет интерпретировать какие-либо положения данного Соглашения как предопределяющие результат переговоров по правовому статусу Каспийского моря, в том числе в контексте экономической деятельности на Каспии, и тем самым соответствует российским интересам.
Положения Соглашения соответствуют международным обязательствам Российской Федерации и не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит положения, не предусмотренные российским законодательством. В частности, в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" не оговорено предоставление инвесторам и их инвестициям режима наибольшего благоприятствования, не предусмотрены условия, размер и порядок выплаты компенсаций в случаях принудительного изъятия инвестиций и возмещения ущерба.
Реализация Соглашения обеспечит инвесторам долговременную стабильность и предсказуемость правовой среды и будет способствовать активизации инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций"
Ратификация и последующее вступление в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций (далее - Соглашение) не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета и не приведут к негативным финансово-экономическим последствиям.
Вместе с тем в случае экспроприации (национализации) инвестиций азербайджанских инвесторов или нанесения им иного ущерба Российская Федерация должна будет выплатить компенсацию. Выплаты могут иметь место также в случаях, когда российским судом или международным арбитражем будет определено, что Российская Федерация не выполняет или ненадлежащим образом выполняет обязательства перед азербайджанскими инвесторами, вытекающие из Соглашения. Аналогичные обязательства принимает на себя азербайджанская сторона.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона мО ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.