Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 845845-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств"
Досье на проект федерального закона
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств от 10 декабря 2014 г. (далее - Соглашение) предусматривается урегулирование всех имеющихся между Россией и Узбекистаном взаимных финансовых требований и обязательств, возникших по операциям бывшего СССР, в связи с распадом бывшего СССР, а также по кредитам, предоставленным Узбекистану в 1992 - 1993 годах.
Таким образом, подлежат урегулированию все взаимные финансовые претензии, вытекающие из перечисленных ниже многосторонних и двусторонних документов либо касающиеся указанных ниже вопросов двусторонних отношений:
Соглашение о принципах и механизме обслуживания внутреннего долга бывшего СССР от 13 марта 1992 г.;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР от 2 ноября 1992 г.;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о переоформлении задолженности по техническим кредитам по итогам 1992 года и января - апреля 1993 г. в государственный кредит Правительству Республики Узбекистан от 19 мая 1993 г.;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о государственном кредите на 1993 год от 21 мая 1993 г.;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о переоформлении задолженности по техническим кредитам за 1993 год в государственный кредит Правительству Республики Узбекистан от 15 октября 1993 г.;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реструктуризации задолженности Республики Узбекистан по государственным кредитам, предоставленным Российской Федерацией, от 14 марта 1997 г.;
вопросы раздела Алмазного фонда бывшего СССР;
вопросы возврата валютных средств юридических лиц - резидентов бывшего СССР, в настоящее время являющихся резидентами Республики Узбекистан, поступивших на их счета во Внешэкономбанке бывшего СССР до 1 января 1992 г.
Переговоры по урегулированию взаимных финансовых претензий и требований велись с 1998 года, начавшись практически сразу после того, как узбекская сторона в одностороннем порядке прекратила платежи в погашение задолженности, консолидированной в соответствии с Соглашением от 14 марта 1997 г. Более того, партнеры заявили об отказе признавать легитимность соглашений о технических кредитах и выдвинули встречные финансовые требования, связанные с распадом бывшего СССР. Речь шла об Алмазном фонде бывшего СССР и денежных средствах, принадлежавших юридическим лицам Республики и использованных наряду со средствами других советских предприятий для оплаты критического импорта.
По данным российской стороны, по состоянию на 1 ноября 2014 г. задолженность Республики Узбекистан составила 889,3 млн. долларов США, в том числе по основному долгу - 500,6 млн. долларов США, по процентам - 388,7 млн. долларов США. Вся задолженность просрочена.
В силу того, что в мае 1998 г. Парламентом Республики Узбекистан принято решение о нелегитимности межправительственных кредитных соглашений от 19 мая 1993 г. и от 15 октября 1993 г. и, как следствие, межправительственного соглашения от 14 марта 1997 г. о реструктуризации задолженности, Правительство Узбекистана признавало только часть задолженности в сумме 43,1 млн. долларов США по межправительственному соглашению от 21 мая 1993 г. В то же время объем встречных финансовых претензий, в частности по Алмазному фонду бывшего СССР, оценивался партнерами в 1 - 2 млрд. долларов США.
Соглашением предусматривается урегулирование взаимных финансовых требований и претензий сторон на следующих условиях:
1. Отказ российской и узбекской сторон от всех претензий, возникших по операциям бывшего СССР, в связи с распадом бывшего СССР, а также по кредитам, предоставленным Узбекистану в 1992 - 1993 годах.
2. Осуществление узбекской стороной платежа в пользу российской стороны в сумме 25 млн. долларов США; платеж осуществляется в течение 30 календарных дней с даты вступления соглашения в силу единовременным денежным платежом в долларах США.
3. В случае неосуществления узбекской стороной платежа - объявление этой задолженности просроченной и начисление на нее штрафных процентов по ставке Libor + 3% годовых.
4. Самостоятельное урегулирование российской и узбекской сторонами претензий своих физических и (или) юридических лиц в случае предъявления ими финансовых претензий к Российской Федерации или к Республике Узбекистан по урегулируемым Соглашением операциям.
Для обеих договаривающихся сторон подписание Соглашения явилось сложным компромиссом. Для официального Ташкента уступка заключается в фактическом признании обязательств по всем ранее полученным кредитам.
Кроме того, после долгого периода колебаний узбекская сторона снимает претензии по Алмазному фонду бывшего СССР и так называемому "внутреннему валютному долгу" бывшего СССР.
Важнейшей уступкой российской стороны является предоставление Республике значительного облегчения долгового бремени, составляющего 95% суммы основного долга. Вместе с тем сумма списываемого Россией долга в целом соответствует практике последних лет, когда были аннулированы сопоставимые по масштабам суммы требований, например к Монголии (97,8%), КНДР (90%), Кубе (90%), причем в последних двух случаях остаток задолженности используется для проведения операций "долг в обмен на помощь".
С подписанием и вступлением в силу данного соглашения решаются следующие вопросы:
1. Снимается фактор, долгое время препятствовавший нормализации финансовых отношений между Россией и Узбекистаном.
2. Устраняется угроза судебных разбирательств, поскольку в отличие от других стран СНГ Узбекистан оказался единственным государством, официально заявлявшим о целесообразности рассмотрения вопроса о своих финансовых претензиях к России в суде, то есть за рамками переговорного процесса.
3. Соглашением предусмотрен полный отказ узбекской стороны от претензий по активам Алмазного фонда бывшего СССР и претензий по так называемому "внутреннему валютному долгу бывшего СССР", то есть решаются проблемы, которые не регулируются российско-узбекским межправительственным Соглашением от 2 ноября 1992 г. и механизм урегулирования которых, несмотря на достигнутые договоренности и принятые обязательства, так и не был разработан.
4. Снимается закрепленный в бюджетном законодательстве Российской Федерации запрет на развитие кредитно-финансового сотрудничества из-за наличия неурегулированных отношений с Узбекистаном.
5. Обеспечивается поступление в федеральный бюджет денежных средств в сумме 25 млн. долларов США.
Соглашение предусматривает изменение условий погашения задолженности перед Россией, в связи с чем в соответствии со статьей 127 Бюджетного кодекса Российской Федерации Соглашение подлежит ратификации.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Соглашение не содержит правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств"
Реализация Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств от 10 декабря 2014 г. не повлечет за собой расходов федерального бюджета.
Вместе с тем его реализация позволит обеспечить поступление в федеральный бюджет денежных средств в сумме 25 млн. долларов США.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.