Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 848238-6 "О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации" подготовлен в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации от 26 мая 2014 г. N Пр-1166, Правительства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. N ДК-П9-4093, 25 августа 2014 г. N АХ-П9-6396, 25 февраля 2015 г. N АХ-П9-1123 и направлен на совершенствование регулирования правоотношений, возникающих при предоставлении прав пользования водными объектами в целях эксплуатации расположенных на них причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, гидротехнических сооружений, мостов, подводных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов и предусматривает возможность заключать договор водопользования в части использования акватории водного объекта без проведения аукциона.
Водный кодекс Российской Федерации (далее - Водный кодекс) предусматривает возникновение прав пользования водными объектами на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Водного кодекса (в редакции от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ) целью использования водных объектов являются размещение причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, размещение и строительство гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций. Данные виды водопользования осуществлялись на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 11 Водного кодекса Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставление водных объектов в пользование на основании решения стало осуществляться исключительно в целях строительства названных объектов. Таким образом, для размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, гидротехнических сооружений, мостов, подводных переходов, трубопроводов, подводных линии связи, других линейных объектов, строительство которых осуществлено на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, необходимо заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта. Учитывая, что в силу статьи 16 Водного кодекса и постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, приобретается на аукционе, для целей размещения и эксплуатация названных объектов необходимо проведение процедуры аукциона.
В связи с тем, что выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, у добросовестных водопользователей, использовавших водные объекты для размещения названных объектов и преследовавших цели их дальнейшего использования в хозяйственной деятельности, гарантия получить право пользования акваторией отсутствует.
Практика проведения аукционов по приобретению прав на заключение договоров водопользования выявила случаи участия в аукционах недобросовестных лиц, целью которых является не использование акватории для осуществления хозяйственной деятельности, а извлечение материальной выгоды, в том числе за отказ от принятия участия в нем либо за переуступку права пользования акваторией.
В этой связи хозяйствующие субъекты таких ключевых отраслей экономики, как нефте- и газодобывающая, топливно-энергетический комплекс, судостроительное и судоремонтное производство, портовая деятельность, могут лишиться возможности осуществлять свою деятельность либо понести неоправданные дополнительные расходы для получения права пользования акваторией.
Проектируемые изменения в Водный кодекс позволят снизить возможность возникновения социально-экономических рисков, повысить уровень эффективности управления и использования водными ресурсами. Проект закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе.
Принятие закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации" (далее - проект закона) подготовлен в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации от 26 мая 2014 г. NПр-1166, Правительства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. N ДК-П9-4093, 25 августа 2014 г. N АХ-П9-6396, 25 февраля 2015 г. N АХ-П9-1123 и направлен на совершенствование регулирования правоотношений, возникающих при предоставлении прав пользования водными объектами под расположенные на них причалы, судоподъемные и судоремонтные сооружения, гидротехнические сооружения, мосты, подводные переходы, трубопроводы, подводные линии связи, другие линейные объекты, предусматривает возможность заключать договор водопользования в части использования акватории водного объекта без проведения аукциона.
Реализация проекта закона не потребует дополнительного финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, не регламентирует вопросы, указанные в части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, а также не повлечет отрицательных социально-экономических последствий.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или дополнения, а также принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона".
Подготовка указанного нормативного правового акта обоснована необходимостью уточнения случаев использования акватории, при которых договор водопользования заключается без проведения аукциона.
Срок подготовки: в течение 6 месяцев с даты принятия Государственной Думой Федерального Собрания законопроекта во втором чтении.
Содержание нормативного правового акта: уточнение нормы, определяющей случаи, при которых договор водопользования заключается по результатам аукциона, в части исключения из их числа использование акватории для целей эксплуатации причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, гидротехнических сооружений, мостов, подводных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов.
Ответственные исполнители - Минприроды России при участии Минэкономразвития России, Минфина России, ФАС России.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования".
Подготовка указанного нормативного правового акта обоснована необходимостью введения перечня документов, представляемых заинтересованными лицами для заключения договора водопользования в части использования акватории, в пределах которой расположены причалы, судоподъемные и судоремонтные сооружения, гидротехнические сооружения, мосты, подводные переходы, трубопроводы, подводные линии связи, другие линейные объекты.
Срок подготовки: в течение 6 месяцев с даты принятия Государственной Думой Федерального Собрания законопроекта во втором чтении.
Содержание нормативного правового акта: дополнение перечня документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование на основании договора водопользования, документами и материалами, содержащими сведения о технических параметрах причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, гидротехнических сооружений, мостов, подводных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, для эксплуатации которых предполагается использование акватории водного объекта.
Ответственные исполнители - Минприроды России при участии Минэкономразвития России, Минфина России, ФАС России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.