Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 6 июля 2015 г. N 3.5-03/1354
по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 3 июля 2015 года Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", комитет отмечает следующее.
Рассматриваемый Федеральный закон (далее - Закон) подготовлен Правительством Российской Федерации на основе оперативного отчета об исполнении федерального бюджета за январь-апрель 2015 года, ожидаемой оценки исполнения федерального бюджета и итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 году.
Закон не предусматривает изменение основных характеристик федерального бюджета на 2015 год, утвержденных Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 384-Ф3 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Закон о бюджете). Показатели на плановый период 2016 и 2017 годов также не претерпели изменений.
В соответствии с оперативным отчетом об исполнении федерального бюджета за 4 месяца текущего года доходы федерального бюджета составили 4 548,0 млрд. рублей, или 36,3% утвержденного прогнозируемого общего объема доходов федерального бюджета, из них нефтегазовые доходы составили 2 018,5 млрд. рублей, или 35,5% объема, рассчитанного исходя из прогноза поступлений нефтегазовых доходов, ненефтегазовые доходы - 2 529,5 млрд. рублей, или 36,9% прогнозируемого объема ненефтегазовых доходов.
В общем объеме доходов федерального бюджета за январь - апрель 2015 года нефтегазовые доходы составили 44,4%, ненефтегазовые доходы - 55,6%.
Исполнение расходов федерального бюджета составило 5 543,8 млрд. рублей, или 35,8% показателя сводной бюджетной росписи.
Из 38 утвержденных государственных программ только по 10 программам уровень исполнения превысил средний уровень.
Крайне низкий уровень исполнения (менее 10%) отмечен по следующим программам:
"Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года - 7,4%;
"Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" - 2,6%;
"Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года" - 0,4%.
Расходы на реализацию государственных программ исполнены в сумме 2 920,2 млрд. рублей, или 37,9% показателя сводной росписи с изменениями (открытая часть).
При внесении Правительством Российской Федерации законопроекта предусматривалось перераспределение бюджетных ассигнований в пределах общего объема расходов федерального бюджета на 2015 год на общую сумму 25 580,5 млн. рублей, в том числе по следующим направлениям.
1. Увеличены на 20 062,6 млн. рублей бюджетные ассигнования, предусмотренные пунктом 10 части 1 статьи 21 Закона о бюджете на финансовое обеспечение реализации первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности ("антикризисный фонд"). Указанные средства будут направлены федеральному государственному унитарному предприятию "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" на финансовое обеспечение расходов на реализацию мероприятий, связанных с завершением в 2015 году строительства объектов космодрома "Восточный", предназначенных для запуска космического аппарата ракетой-носителем "Союз-2".
Необходимо отметить, что в материалах к законопроекту отсутствуют финансово-экономическое обоснование и расчет необходимых объемов средств для достижения поставленных целей.
Учитывая сложившуюся ситуацию со строительством космодрома "Восточный" в последнее время, комитет считает, что использование дополнительно выделяемых средств из федерального бюджета на завершение строительства, должно находиться под особенным контролем.
Увеличение объема средств "антикризисного фонда" обеспечивается за счет сокращения бюджетных ассигнований по федеральной целевой программе "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы" с учетом продления ее действия на 1 год и завершения в 2016 году строительства объектов, финансирование которых будет сокращено в текущем году.
В результате объем средств "антикризисного фонда" составит 93 958,4 млн. рублей.
2. В целях создания территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР) "Надеждинская" и "Хабаровск" бюджетные ассигнования, зарезервированные на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", в сумме 169,7 млн. рублей направляются на взнос в уставный капитал акционерного общества "Корпорация развития Дальнего Востока" для создания объектов инфраструктуры указанных территорий, которые будут находиться в собственности данного общества.
Согласно заключению Счетной палаты Российской Федерации в действующей редакции указанной программы создание объектов инфраструктуры ТОР не предусмотрено, показатели (индикаторы) и иные критерии, характеризующие эффективность использования средств федерального бюджета, направляемых на создание объектов инфраструктуры ТОР, отсутствуют.
При отсутствии проектно-сметной документации на объекты инфраструктуры ТОР объем средств, необходимых на их создание, является предварительной оценкой.
3. Увеличен на 1 000,0 млн. рублей объем субсидии организациям оборонно-промышленного комплекса на возмещение части затрат на уплату по кредитам на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции за счет соответствующего уменьшения бюджетных ассигнований по закрытой части.
4. Также за счет уменьшения по закрытой части федерального бюджета предлагается увеличить на 174,3 млн. рублей объем субсидии стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса, что позволит, по мнению Правительства Российской Федерации, предупредить банкротства в рамках подпрограммы "Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
5. В связи с утверждением Правительством Российской Федерации изменений в паспорта федеральных целевых программ предлагается внутри программ перераспределить бюджетные ассигнования в объеме 1 357,8 млн. рублей, в том числе по ФЦП развития Калининградской области на период до 2020 года - 1303,7 млн. рублей, по ФЦП "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы" - 28,0 млн. рублей; по ФЦП "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" - 26,1 млн. рублей.
6. Предусматривается увеличение бюджетных ассигнований по Государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" на 2 816,0 млн. рублей для обеспечения осуществления в полном объеме полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации.
На основании сведений и отчетов, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, рассматриваемым Законом внесены поправки в распределение субвенций на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению отдельных мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации между субъектами Российской Федерации.
7. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации в целях формирования у публичного акционерного общества "Государственная транспортная лизинговая компания" источника средств для приобретения воздушных судов "Сухой Суперджет 100" с их последующей передачей по договорам финансовой аренды (лизинга) Законом предлагается дополнить статью 9 Закона о бюджете новой частью 6, предусматривающей право государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (ГК "АСВ") по решению Правительства Российской Федерации осуществить от имени Российской Федерации оплату акций указанного публичного акционерного общества, размещаемых в рамках увеличения уставного капитала, облигациями федерального займа в размере до 30 млрд. рублей, полученными ГК "АСВ" в качестве имущественного взноса Российской Федерации в 2014 году, за счет уменьшения указанного имущественного взноса в целях приобретения соответствующих акций в собственность Российской Федерации.
При этом в составе материалов к законопроекту не было представлено финансово-экономического обоснования, а также информации о существующей потребности со стороны авиакомпаний в указанном количестве авиационной техники.
В рамках второго чтения законопроекта была принята аналогичная норма, предоставляющая право ГК "АСВ" осуществить оплату акций ОАО "Российские сети" дополнительно размещаемых в рамках увеличения его уставного капитала для последующего приобретения дополнительно размещаемых акций ОАО "Ленэнерго" в целях рефинансирования и погашения привлеченных кредитов и займов, финансирования инвестиционной программы в части исполнения обязательств по договорам технологического присоединения потребителей и погашения кредиторской задолженности указанного общества, облигациями федерального займа в размере до 32,0 млрд. рублей.
Комитет считает необходимым отметить, что Правительством Российской Федерации в очередной раз не было представлено одновременно к изменениям, вносимым в федеральный бюджет, полной информации с обоснованием предлагаемых изменений по перераспределению бюджетных ассигнований.
В ходе обсуждения законопроекта в Государственной Думе было принято решение об увеличении бюджетных ассигнований в объеме 7,0 млрд. рублей по разделу "Средства массовой информации" классификации расходов за счет сокращения закрытой части федерального бюджета, в том числе субсидии по 3,5 млрд. рублей ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" и ОАО "Первый канал". Субсидии предназначены для финансового обеспечения и (или) возмещение затрат, связанных с производством и приобретением программного продукта, наполнением им телеэфира и с обеспечением мероприятий по доведению его до телезрителей.
Кроме этого, во втором чтении приняты следующие поправки. За счет перераспределения бюджетных ассигнований по предложениям главных распорядителей средств увеличены на 569 млн. рублей субсидии АНО "Организационный комитет "Россия - 2018" в целях проведения в г. Санкт-Петербурге предварительной жеребьевки Чемпионата мира по футболу.
За счет сокращения расходов по отдельным направлениям (Иные межбюджетные трансферты по иным непрограммным мероприятиям в рамках непрограммного направления деятельности "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти") увеличены на 424,3 млн. рублей бюджетные ассигнования на оплату труда судебных приставов, препровождающих выдворяемых из России лиц, и оплату проезда указанных лиц.
Также были в рамках второго чтения законопроекта предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 1 944,6 млн. рублей на взнос в уставный капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (город Москва) в целях реализации мероприятий по развитию транспортного комплекса Московского региона.
Учитывая сложную ситуацию в регионах по возврату бюджетных и коммерческих кредитов, в ходе обсуждения в Государственной Думе законопроекта была внесена текстовая поправка, устанавливающая, что в 2015 году могут быть предоставлены бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации сверх установленного объема бюджетных ассигнований в пределах поступлений от возврата бюджетных кредитов, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации.
По предварительной оценке возврат бюджетных кредитов составит около 50,0 млрд. рублей. В результате общий объем кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации может быть увеличен до 360,0 млрд. рублей.
Учитывая сложную ситуацию в регионах по исполнению расходных полномочий комитет считает необходимым до конца текущего года рассмотреть вопрос о предоставлении дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности их бюджетов в случае ухудшения в них социально-экономической ситуации и рассмотреть вопрос о пересмотре условий предоставления бюджетных кредитов в целях увеличения их доступности.
Коррупциогенных факторов в рассматриваемом Федеральном законе не выявлено.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Председатель комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.