Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 849597-6 "О внесении изменений в статьи 2 и 12 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан во исполнение абзаца четвертого подпункта "б" пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 25 апреля 2015 г. N Пр-815ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 7 апреля 2015 г. и пункта 1 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 26 февраля 2015 г. N АД-П13-1155.
В настоящее время поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) является одной из основных задач государственной политики в сфере экономики, поскольку малый и средний бизнесы существенно влияют на развитие производства, способствуют внедрению современных технологий, а также обеспечивают создание значительного числа рабочих мест. Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства помимо экономической функции обеспечивают также социальную функцию, особенно в регионах и на территориях с малой численностью населения и низким уровнем экономического развития.
Микрофинансирование наиболее привлекательно для субъектов МСП, в частности для "стартапов". Получение займа обременено меньшим количеством ограничений в период выросших ставок кредитования, жесткой необходимости обеспечения выплат и подтверждения стабильной прибыли.
Ежегодно в рамках программы поддержки микрофинансовых организаций по линии Минэкономразвития России создается около 10 тыс. рабочих мест, сохраняется 22 - 25 тыс. рабочих мест, доля субъектов МСП, продолжающих действовать через 3 года после получения микрозайма, - 92%. Около 7 - 10% (от общего количества 3800) микрофинансовых организаций реализуют государственную программу поддержки субъектов МСП. Из совокупного портфеля микрозаймов микрофинансовых организаций в размере 57 млрд. рублей около 20 млрд. рублей приходится на финансирование субъектов МСП. Микрофинансовые организации, реализующие государственную программу поддержки субъектов МСП, осуществляют выдачу займов с маржинальной составляющей не более 10% годовых, что значительно ниже процентов по банковским кредитным продуктам. Подобные процентные ставки действовали и в период финансовой нестабильности с октября 2014 г. по апрель 2015 г., и действуют в настоящее время. Просроченная задолженность по такой программе кредитования не превышает 15%.
По мнению Организации Объединенных Наций (ООН) и Альянса за финансовую доступность (AFI), микрофинансовая деятельность заполняет невостребованные ниши по кредитованию малообеспеченных слоев населения, начинающих предпринимателей и дополняет банковскую деятельность, а не конкурирует с ней.
На сегодняшний день максимальный размер микрозайма, предоставляемого заемщикам микрофинансовыми организациями, в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 151-ФЗ) не может превышать 1 млн. рублей. При этом установленный предельный размер микрозайма не всегда позволяет предпринимателям развивать свой бизнес и реализовывать новые проекты, особенно в производственной сфере, которая предполагает значительные объемы инвестиций, необходимых для приобретения и модернизации производственных и перерабатывающих мощностей.
Учитывая вышеизложенное, а также общий рост затрат, необходимых для начала осуществления предпринимательской деятельности, законопроектом предлагается увеличить предельный размер микрозайма до 3 млн. рублей для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при сохранении действующего предельного размера микрозайма для физических лиц в размере 1 млн. рублей. В период с момента принятия Закона N 151-ФЗ до 2015 года общий рост инфляции и общий рост затрат на организацию бизнеса вырос более чем в два раза. Значительно возросла потребность малого бизнеса в кредитовании. С 2010 года объем займов, выданных малому бизнесу, вырос в 2,7 раза, и средний размер микрозайма составил около 600 тыс. рублей. В связи с этим увеличение суммы микрозайма субъектам МСП до 3 млн. рублей не увеличит, а фактически лишь проиндексирует установленную в 2010 году сумму микрозайма на темпы роста инфляции и общий рост затрат на организацию и ведение бизнеса.
Принятие законопроекта позволит повысить доступность финансовых средств для субъектов МСП, что, в свою очередь, будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, созданию новых рабочих мест, модернизации существующих производственных мощностей, предпринимательской инициативы граждан и положительно скажется на развитии экономики в целом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 12 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 12 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 12 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 12 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 12 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 12 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" не потребует принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для обеспечения действия его норм.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.