Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 756511-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами", внесенному Калининградской областной Думой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
За совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) "Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами" Кодекса проектом федерального закона предлагается установить административное наказание в виде обязательных работ (пункт 2 проекта). Полагаем, что при этом должна быть учтена позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П, в части применения обязательных работ за нарушение законодательства Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Применение данного административного наказания в той мере, в какой противоправные действия не связаны с вторжением в имущественные права граждан, не предполагают лишение правонарушителя свободы и не являются недопустимым способом принуждения к труду, соответствующими Конституции Российской Федерации, а также в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования назначение данного вида административного наказания допускается не только в случае причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо при наступлении иных подобных последствий, но и при одном лишь формальном нарушении установленного порядка организации или проведения публичных мероприятий, признано избыточным и положения Кодекса в данной части признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Согласно законопроекту размер административного штрафа, налагаемого на граждан, значительно превышает установленный в общем порядке максимальный размер административного штрафа, предусмотренный статьей 3.5 Кодекса для данной категории субъектов административной ответственности. При этом для должностных лиц предусмотрен размер административного штрафа незначительный по сравнению с максимально возможным, а для юридических лиц размер штрафа не превышает установленный в общем порядке. На наш взгляд, несоразмерность размеров штрафа нуждается в дополнительном обосновании.
При внесении проектом федерального закона изменений в абзац первый части 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) (пункт 1 проекта) следует учесть действующую редакцию данного абзаца.
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.