Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 756511-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрированием которых запрещены федеральными законами", внесенный Калининградской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается усилить ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, для граждан с 1-2 тысяч рублей до 10-20 тысяч рублей, для должностных лиц с 1-4 тысяч рублей до 15-30 тысяч рублей, для юридических лиц с 10-50 тысяч рублей до 50-100 тысяч рублей (часть 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) (далее-Кодекс).
Также законопроектом предлагается повысить размеры штрафов за изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды указанной атрибутики или символики для граждан с 1-2,5 тысяч рублей до 30-50 тысяч рублей, для должностных лиц с 2-5 тысяч рублей до 50-100 тысяч рублей, для юридических лиц с 20-100 тысяч рублей до 250-500 тысяч рублей (часть 2 статьи 20.3 Кодекса). При этом в качестве альтернативных наказаний для граждан законопроектом предлагается ввести обязательные работы на срок до 100 часов и административный арест на срок до 15 суток.
Кроме того, проектом федерального закона предлагается дополнить статью 20.3 Кодекса новым пунктом, предусматривающим ответственность за повторное совершение вышеуказанных административных правонарушений, влекущее наказание на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; для должностных лиц - от ста тысяч рублей до трехсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; для юридических лиц - от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, сообщает следующее.
Прежде всего, необходимо отметить, что столь значительное увеличение штрафных санкций с учетом установленной уголовной ответственности (статьи: 280 "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности"; 282.1 "Организация экстремистского сообщества" 282.2 "Организация деятельности экстремистской организации") требует достаточных веских обоснований, проведения тщательного анализа правоприменительной практики, наличия статистических и иных объективных данных, свидетельствующих о недостаточности и неэффективности установленных законодательством мер ответственности, а также тенденции роста числа соответствующих правонарушений.
Приведенные в пояснительной записке статистические данные за 2003 - 2010 годы по количеству преступлений экстремистской направленности в настоящее время представляются неактуальными, поскольку не учитывают изменений, внесенных:
Федеральным законом N 255-ФЗ от 25 декабря 2012 года "О внесении изменений в статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", в соответствии с которым были увеличены размеры штрафов за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, и введена ответственность за публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
Федеральным законом N 5-ФЗ от 3 февраля 2014 года "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", которым внесены изменения в статьи 280, 282, 282.1 и 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации в части усиления ответственности за экстремистскую деятельность.
Кроме того, авторы законопроекта не учитывают, что статья 20.3 Кодекса изложена в новой редакции всего полгода назад Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 332-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" и статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Предлагаемое законопроектом в качестве альтернативного наказание для граждан в виде обязательных работ на срок до 100 часов не согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П, в соответствии с которым "обязательные работы могут применяться в качестве административного наказания за предусмотренные статьями 20.2, 20.2.2 и 20.18 Кодекса административные правонарушения, только если они повлекли причинение вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо наступление иных подобных последствий".
На основании изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект.
Утверждено на заседании Комитета "8" июня 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.