Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 770360-6 "О внесении изменения в пункт 2 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части предоставления права на применение единого сельскохозяйственного налога отдельным категориям налогоплательщиков), внесенному депутатами Государственной Думы Н.В. Школкиной, Н.В. Панковым, А.Н. Хайруллиным, Б.К. Балашовым, И.И. Гильмутдиновым, Г.К. Сафаралиевым, П.М. Федяевым, Р.М. Марданшиным, Ф.С. Сибагатуллиным, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, Н.В. Герасимовой, О.Г. Борзовой, В.Б. Кидяевым, Р.Ш. Хайровым, И.Б. Богуславским, С.В. Чижовым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменение в пункт 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части признания сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях главы 26.1 Кодекса сельхозпроизводителей, имеющих избыточные мощности и осуществляющих услуги по обработке почвы, по уходу за посевами, заготовке кормов и уборке зерновых культур с использованием собственных, в том числе арендованных основных средств.
Цель законопроекта, как указано в пояснительной записке к нему, сводится к поддержке малых сельскохозяйственных товаропроизводителей - фермеров, не способных закупить дорогостоящую технику для производственной деятельности, а также имеющих избыточные мощности сельскохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги вышеуказанной категории налогоплательщиков по обработке почвы, по уходу за посевами, заготовке кормов и уборке зерновых культур, доходы от которых в настоящее время не включаются в состав доходов, формирующих определенную долю доходов для признания их сельскохозяйственными производителями в целях главы 26.1 Кодекса.
Рассмотрев предлагаемую законодательную инициативу, Комитет отмечает, что законопроектом вводятся новые понятия "сельхозпроизводитель" и "избыточные мощности". В то же время, определение данных понятий не дано ни в действующем законодательстве, ни в рассматриваемой законодательной инициативе, что может вызвать трудности в правоприменительной практике в связи с их субъективным толкованием. В связи с этим, предлагаемая авторами законопроекта категория налогоплательщиков, имеющих право на применение специального налогового режима налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, нуждается в более точном определении.
В соответствии со статьей 346.2 Кодекса налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. При этом в целях главы 26.1 Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются, в том числе, организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.
Несмотря на то, что используемое в законопроекте понятие "сельхозпроизводитель" авторами не раскрывается, можно предположить, что к данной категории относятся те налогоплательщики, которые производят сельскохозяйственную продукцию, осуществляют ее переработку и реализуют эту продукцию (по аналогии с понятием, данным в пункте 2 статьи 346.2 Кодекса). Вместе с тем, услуги налогоплательщика по обработке почвы, по уходу за посевами, заготовке кормов и уборке зерновых представляют собой самостоятельные виды предпринимательской деятельности и не являются производством собственной сельскохозяйственной продукции.
В связи с этим, представляется целесообразным определить условие, при котором услуги по обработке почвы, по уходу за посевами, заготовке кормов и уборке зерновых культур могут быть учтены в составе доходов от реализации сельскохозяйственной продукции при расчете критерия отнесения налогоплательщика к сельскохозяйственным товаропроизводителям, установленного пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса.
Например, это может быть процентное соотношение доходов от оказания таких услуг к сумме доходов налогоплательщика от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства.
Кроме того, для реализации предлагаемых авторами законопроекта мер потребуется также внесение соответствующих изменений в пункт 5 статьи 346.2 Кодекса, определяющий условия перехода сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату единого сельскохозяйственного налога, а также в статью 346.3 Кодекса, определяющую порядок и условия начала и прекращения применения указанного специального налогового режима.
Комитет концептуально поддерживает идею проекта федерального закона N 770360-6 "О внесении изменения в пункт 2 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.