Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике
от 7 июля 2015 г. N 3.6-04/1072
по Федеральному закону "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 3 июля 2015 года (проект N 808227-6), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на создание единого института развития в жилищной сфере (далее - единый институт развития), целями деятельности которого являются содействие проведению государственной жилищной политики, содействие развитию жилищной сферы, в том числе за счет привлечения в нее инвестиций, повышение доступности жилья и создание комфортных условий для проживания граждан Российской Федерации, а также повышение эффективности управления в жилищной сфере.
Статусом единого института развития наделяется акционерное общество, учрежденное Российской Федерацией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию (далее - АО "АИЖК").
Федеральный закон устанавливает цели деятельности, задачи и функции единого института развития, особенности управления его организациями, к которым относятся некоммерческие организации, созданные единым институтом развития или в отношении которых единый институт развития осуществляет функции по управлению ими в соответствии с Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в том числе Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд), а также дочерние хозяйственные общества единого института развития, включая хозяйственное общество, являющееся кредитной организацией.
Основными задачами единого института развития являются, в частности, содействие развитию жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования, в том числе стимулирование строительства жилья экономического класса и наемных домов, содействие развитию рынка ипотечных ценных бумаг, иных финансовых инструментов и повышению их ликвидности, содействие обеспечению земельных участков, предоставленных для жилищного или иного строительства, объектами инженерной, социальной и транспортной инфраструктур, стимулирование развития и внедрение передовых, энергоэффективных, экологически чистых технологий и материалов, а также содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в реализации государственных и муниципальных программ в жилищной сфере.
К функциям единого института развития относятся разработка и реализация мер, направленных на снижение рисков на рынке жилищного строительства, ипотечного жилищного кредитования и ипотечных ценных бумаг, в том числе путем развития страхования, предоставления гарантий и поручительств, подготовка предложений о совершенствовании мер поддержки жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования, а также управление организациями единого института развития.
Например, предусматривается, что единый институт развития осуществляет управление Фондом в соответствии с Федеральным законом, Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон N 161) и уставом единого института развития.
Согласно Федеральному закону решения по вопросам, отнесенным к компетенции попечительского совета Фонда, правления Фонда, принимаются органами управления единого института развития в соответствии с уставом единого института развития.
В Федеральном законе предусматривается, что положения устава АО "АИЖК" подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона в течение одного года со дня вступления его в силу. До внесения изменений в вышеуказанный устав решения по вопросам, отнесенным к компетенции попечительского совета Фонда и правления Фонда, принимаются, наблюдательным советом и правлением АО "АИЖК", соответственно. Со дня вступления в силу Федерального закона полномочия членов попечительского совета и правления Фонда прекращаются, новые составы попечительского совета Фонда и правления Фонда не формируются.
Федеральным законом устанавливается, что единый институт развития и его организации осуществляют свою деятельность в соответствии с основными документами планирования, к которым относятся стратегия развития единого института развития и стратегии развития его организаций, определяющие стратегические цели, основные направления, ключевые показатели эффективности и ожидаемые результаты деятельности указанных юридических лиц, а также их долгосрочные программы развития, содержащие перечни мероприятий, обеспечивающих достижение определенных стратегиями развития стратегических целей к поставленным данными стратегиями срокам, с указанием объема и источников финансирования таких мероприятий, и кроме того - планы деятельности на текущий период.
Единый институт развития предоставляет своим организациям услуги, в том числе, по ведению бухгалтерского учета, ведению налоговой отчетности, управлению ликвидностью и финансовыми рисками, правовому, информационно-техническому, административно-хозяйственному сопровождению деятельности, определенные договорами между единым институтом развития и его организациями.
Также в Федеральном законе устанавливаются требования к отчетности, аудиту и финансовому контролю деятельности единого института развития.
Предусматривается, что внешний государственный аудит в отношении единого института развития и его организаций осуществляется Счетной палатой Российской Федерации. Годовой отчет единого института развития подлежит направлению, в том числе, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации до 1 сентября года, следующего за отчетным.
Кроме того, Федеральный закон вносит необходимые изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7) и Федеральный закон N 161.
Так, изменения, вносимые в статью 7 Федерального закона N 7, закрепляют норму, согласно которой федеральными законами о фондах могут устанавливаться не только особенности создания и деятельности фондов отдельных видов, но и особенности управления ими.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Ю.В. Неёлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.