Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
от 7 июля 2015 г. N 3.2-04/1569
по Федеральному закону "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 808227-6), принятый Государственной Думой 3 июля 2015 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральным законом устанавливаются основы формирования единого института развития в жилищной сфере, деятельность которого направляется на содействие проведению государственной жилищной политики, развитию жилищной сферы, в том числе за счет привлечения инвестиций, повышению доступности жилья и созданию комфортных условий для проживания граждан Российской Федерации, формированию благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, а также повышению эффективности управления в жилищной сфере.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральные законы от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ).
Согласно Федеральному закону единый институт развития в жилищной сфере представляет собой акционерное общество, учрежденное Российской Федерацией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1996 года N 1010 "Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию", что позволяет предполагать сохранение за государством контрольного пакета акций данного открытого акционерного общества. Реорганизация или добровольная ликвидация единого института развития в жилищной сфере допускается только на основании Федерального закона и в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
Единый институт развития в жилищной сфере наделяется управленческими функциями в отношении некоммерческих организаций в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. В частности, устанавливается право единого института развития в жилищной сфере осуществлять управление Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства, созданного в соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ, дочерними хозяйственными обществами, в том числе являющимися кредитными организациями, а также создаваемыми им иными некоммерческими организациями. Управление некоммерческими организациями осуществляется на основании устава единого института развития в жилищной сфере (далее - устав), который должен быть приведен в соответствие с рассматриваемым Федеральным законом в течение одного года.
Наряду с этим устанавливаются особенности осуществления единым институтом развития в жилищной сфере управления Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд). В этих целях вносится изменение в часть 4 статьи 7 Федерального закона N 7-ФЗ, согласно которым допускается установление федеральными законами особенностей управления фондами.
Таким образом, Федеральным законом устанавливается, что решения по вопросам, отнесенным к компетенции попечительского совета Фонда и правления Фонда, принимаются органами управления единого института развития в жилищной сфере, в том числе до принятия нового устава - наблюдательным советом открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию". Наряду с этим вносятся изменения в Федеральный закон N 161-ФЗ, согласно которым компетенция попечительского совета Фонда и его правления значительно сокращена: оставлены функции по подготовке и утверждению стратегии развития, долгосрочной программы развития, плана деятельности Фонда, принятие некоторых решений (о создании филиалов и представительств Фонда, утверждение структуры, штатного расписания Фонда, в том числе размеры и формы оплаты труда работников).
Также вносятся значительные изменения в положения о руководстве Фонда. Если ранее генеральный директор Фонда назначался на должность и освобождался от должности Правительством Российской Федерации, то согласно Федеральному закону данное решение принимается единоличным исполнительным органом единого института развития в жилищной сфере. При этом, поскольку Федеральный закон не содержит положений о структуре единого института развития в жилищной сфере, то нет оснований определенно говорить о том, кто будет представлять единоличный исполнительный орган единого института развития в жилищной сфере.
Федеральным законом подробно излагаются цели, задачи, функции, требования к планированию деятельности единого института развития в жилищной сфере и его организаций. В целом деятельность единого института развития в жилищной сфере будет направлена на развитие ипотечного жилищного кредитования и жилищного строительства, разработку и внедрение механизмов для повышения инвестиционной привлекательности жилищной сферы, развитие рынка ипотечных бумаг и иных финансовых инструментов.
Федеральным законом предусмотрены положения об отчетности, аудите, о финансовом контроле деятельности единого института развития в жилищной сфере. Основные виды отчетных документов представляют собой годовой отчет и консолидированную финансовую отчетность. Годовой отчет подлежит направлению на заключение в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Далее годовой отчет единого института развития в жилищной сфере подлежит направлению Президенту Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации до 1 сентября года, следующего за отчетным. Внешний государственный аудит (контроль) в отношении единого института развития в жилищной сфере и его организаций осуществляется Счетной палатой Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Федеральный закон в соответствии со статьей 11 вступает в силу со дня его официального опубликования.
В соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается вопросов финансового регулирования.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Д.И. Азаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.