Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ
от 5 июля 2015 г. N 5.1-1859
по проекту федерального закона N 811757-6 "О свободном порте Владивосток", принятому Государственной Думой 3 июля 2015 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 811757-6) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 9 июня 2015 года.
Федеральный закон регулирует отношения, связанные с созданием и функционированием свободного порта Владивосток.
В соответствии с Федеральным законом под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии с Федеральным законом и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности. Перечень территорий, входящих в состав свободного порта Владивосток, определяется Федеральным законом. Свободный порт Владивосток создается сроком на семьдесят лет, который может быть продлен федеральным законом.
Федеральным законом устанавливается, что управление свободным портом Владивосток осуществляется коллегиальным органом управления - наблюдательным советом, состав которого определяется Федеральным законом и утверждается Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом закрепляются полномочия уполномоченного органа исполнительной власти, которым является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ. Предусматривается, что при уполномоченном федеральном органе может создаваться общественный совет свободного порта Владивосток, формируемый из представителей различных общественных организаций и объединений, а также физических лиц. Также к органам управления свободным портом Владивосток относится управляющая компания.
Согласно Федеральному закону финансовое обеспечение создания (модернизации) на территории свободного порта Владивосток объектов транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных инфраструктур осуществляется за счет средств внебюджетных источников с применением механизмов государственно-частного партнерства, а также в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет ассигнований федерального бюджета, бюджета Приморского края, бюджетов муниципальных образований, территории которых входят в состав территории свободного порта Владивосток.
Федеральным законом регламентируется правовое положение резидентов свободного порта Владивосток (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо), порядок и основания приобретения и прекращения статуса резидента свободного порта Владивосток, закрепляется особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Резидент свободного порта Владивосток осуществляет свою деятельность на основании соглашения об осуществлении деятельности, которое заключается между управляющей компанией и резидентом по результатам рассмотрения заявок о приобретении статуса резидента свободного порта Владивосток. Федеральным законом устанавливаются также основания изменения и расторжения соглашения об осуществлении деятельности и последствия прекращения его действия.
Федеральным законом предусматриваются особенности осуществления медицинской и образовательной деятельности, а также особенности правового регулирования отношений в области аквакультуры (рыбоводства), рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, градостроительной деятельности, особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, особенности осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в пунктах пропуска свободного порта Владивосток.
В соответствии с Федеральным законом устанавливаются меры государственной поддержки, к которым, в частности, относятся предоставление резидентам свободного порта Владивосток льгот по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также установление для плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, получивших статус резидента свободного порта Владивосток, пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах.
Кроме того, на территории свободного порта Владивосток применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года. При этом особенности применения такой таможенной процедуры определяются Федеральным законом. Для целей применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны территория свободного порта Владивосток приравнивается к особой экономической зоне.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "д" (федеральная государственная собственность и управление ею), "ж" (финансовое и таможенное регулирование) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены. Правила юридической техники соблюдены.
Вместе с тем необходимо отметить, что положение части 1 статьи 23 Федерального закона, согласно которому для целей применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны территория свободного порта Владивосток приравнивается к особой экономической зоне не согласуется с положением пункта 2 статьи 202 Таможенного кодекса Таможенного союза в системной связи с Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года, согласно которому таможенная процедура свободной таможенной зоны устанавливается международными договорами государств-членов таможенного союза и распространяется только на свободные (специальные, особые) экономические зоны, к которым свободный порт Владивосток не относится.
Правовым последствием вступления в силу Федерального закона явится создание правового механизма для развития благоприятных условий, позволяющих увеличить темпы социально-экономического развития Приморского края и Дальневосточного федерального округа.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом "в" (финансовое и таможенное регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение должно быть начато не позднее 18 июля 2015 года.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона он вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением статей 20 и 22, которые вступают в силу с 1 января и с 1 октября 2016 года соответственно.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьёву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Д.И. Азарову, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Г.А. Горбунову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанскому, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Ю.А. Шарандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.