Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике
от 7 июля 2015 г. N 3.6-03/1042
по проекту федерального закона N 811757-6 "О свободном порте Владивосток"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О свободном порте Владивосток" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 3 июля 2015 года (проект N 811757-6), и отмечает следующее.
Целью Федерального закона является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в действующие и вновь создаваемые предприятия, инфраструктурные объекты, транспортно-логистические комплексы, включая строительство и модернизацию морских причалов и других объектов инфраструктуры, на территории Приморского края и Дальневосточного федерального округа.
Федеральный закон регулирует отношения, связанные с созданием и функционированием свободного порта Владивосток. Под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской и иной деятельности.
Финансирование инфраструктуры - объектов транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных структур свободного порта Владивосток предполагается на условиях государственно-частного партнерства, а также в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет ассигнований федерального бюджета, бюджета Приморского края, бюджетов муниципальных образований, территории которых входят в состав территории свободного порта Владивосток.
Основной целью создания свободного порта является формирование более конкурентоспособных по сравнению с соседними странами условий для ведения предпринимательства. Статус свободного порта Владивосток охватывает сразу несколько районов и городских округов Приморья.
Резидентами новой зоны смогут стать не только порты, но и аэропорт, предприятия и компании, работающие в туристической отрасли. На территории свободного порта Владивосток допускается осуществление любой не запрещенной законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельности.
В Федеральном законе прописаны охватываемые свободным портом Владивосток территории, условия получения статуса резидента и ведения бизнеса. Резидентами свободного порта Владивосток могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица, при этом резиденты не должны быть участниками региональных инвестиционных проектов и иметь филиалы и представительства вне свободного порта.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, намеревающиеся приобрести статус резидента свободного порта Владивосток подают в управляющую компанию заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности.
Основными привилегиями для резидентов должны стать возможность получения государственных земельных участков, льготы по налогу на имущество, земельному налогу и свободная таможенная зона.
Непосредственное управление территориями свободного порта Владивосток возлагается на наблюдательный совет порта, который создается для координации деятельности органов государственной и муниципальной власти, а так же решения других основополагающих вопросов и задач свободного порта Владивосток. Виды экономической деятельности, которые не вправе осуществлять резиденты свободного порта Владивосток, определяются решением наблюдательного совета.
Состав наблюдательного совета утверждается Правительством Российской Федерации.
Председателем наблюдательного совета свободного порта Владивосток является Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, координирующий работу федеральных органов исполнительной власти по вопросам государственной политики в области комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Заместителем председателя наблюдательного совета свободного порта Владивосток является руководитель уполномоченного федерального органа.
Под уполномоченным федеральным органом понимается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных и федеральных целевых программ. Уполномоченный федеральный орган осуществляет нормативное правовое регулирование, предоставляет государственные услуги, а также выполняет другие тактические и оперативные функции, связанные с координацией и контролем за управляющей компанией.
Федеральным законом на территории свободного порта Владивосток предусматриваются также:
особенности осуществления: государственного ветеринарного надзора;
государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
санитарно-карантинного контроля; государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий; государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении резидентов свободного порта Владивосток;
упрощенный визовый порядок въезда, пребывания и выезда из Российской Федерации для иностранных граждан;
особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резидентам свободного порта Владивосток и осуществления градостроительной деятельности;
особенности лицензирования отдельных видов деятельности;
предоставление резидентам свободного порта Владивосток льгот по налогам;
применение пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков страховых взносов, получивших статус резидента свободного порта Владивосток;
применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок вступления в силу.
Реализация Федерального закона будет способствовать увеличению темпов социально-экономического развития Приморского края и Дальневосточного федерального округа, дальнейшей интеграции экономики России в систему международных экономических отношений стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Резидентам свободного порта Владивосток предоставляются лучшие условия ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности по отношению к аналогичным территориям, функционирующим в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживают данный Федеральный закон.
Федеральный закон подлежит рассмотрению в Совете Федерации, так как содержит вопросы, регулируемые статьёй 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О свободном порте Владивосток".
Председатель Комитета |
Ю.В. Неёлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.